| Шлойме Ланда
Шлойме Ланда

Как маца учит нас мыслить позитивно

Как маца учит нас мыслить позитивно
Фото: Andrii Kotelnikov/iStock

22 апреля евреи по всему мира соберутся на пасхальные седеры. Эти праздничные, насыщенные ритуалами трапезы посвящены освобождению еврейского народа из египетского рабства около 3300 лет назад. Одним из самых узнаваемых ритуальных атрибутов Песаха является маца, пресный пасхальный хлеб. Это культовый продукт, который любят как евреи, так и неевреи, в своей простейшей форме он известен как плоский крекер, который украшает витрины супермаркетов каждую весну. Это также основной ингредиент «куриного супа с клецками из мацы», известного как еврейский пенициллин, который облегчает наши недуги. Не обязательно быть евреем, чтобы знать, что такое маца и употреблять ее в пищу.

Маца также содержит глубокий урок смирения и того, как евреи сегодня могут реагировать на антисемитизм. В еврейской традиции мацу называют и «хлебом скорби», и «хлебом свободы». Историческое название «хлеб скорби» возникло из-за того, что евреи, будучи рабами в Древнем Египте, употребляли мацу в пищу. И она получила название «хлеб свободы», потому что ее евреи брали с собой на свободу, совершая Исход.

За 200 лет до того, как «позитивное мышление» стало модным словом, основатель Хабада ребе Шнеур Залман из Ляд учил, что именно наше отношение к маце меняет саму природу этого вещества. Когда мы сравниваем мацу с хамецом, категорией дрожжевых продуктов, к которой относятся хлеб, печенье, пирожные, наше сознание превращает ее в «хлеб страданий». Это означает, что когда мы сосредотачиваемся на том, чего не хватает маце — мягкой текстуры или яркого вкуса, — это становится для нас несчастьем.

Однако, когда мы не сравниваем ее с другими продуктами и выбираем ту же самую мацу за ее собственные достоинства, а именно за ее способность поддерживать жизнь даже в самых тяжелых обстоятельствах, она воплощает свободу. Этот сдвиг во взглядах с того, чем что-то не является, на то, чем оно является, освобождает нас и становится «хлебом свободы». Это мощный сдвиг в мышлении, о котором я часто говорю, когда члены моей общины выражают обеспокоенность ростом антисемитизма и своей еврейской идентичностью.

Слишком долго еврейский опыт формировался главным образом под влиянием внешних факторов, таких как историческое угнетение и многовековая болезнь антисемитизма. Эти факторы являются неоспоримым аспектом того, что чувствуют евреи, однако они не охватывают всего того, что значит быть евреем. Иудаизм, как и маца, не должен определяться исключительно негативом.

Такой активный подход особенно важен для формирования позитивной связи с иудаизмом у молодых людей, которые, возможно, не были знакомы с радостью и счастьем, лежащими в основе того, что значит быть евреем. В Теилим написано: «Служите Б-гу с радостью, предстаньте перед Ним с пением». Такое отношение гарантирует, что еврейские обычаи и идентичность не являются реакционными, а основаны на глубоком почитании того, кто мы есть, и нашего наследия.

Во время пасхального седера многие предпочитают оставлять свободное место за столом для пророка Элиягу. Эта традиция была адаптирована к современности, чтобы помнить о тех, кто по тем или иным причинам не может присоединиться к седеру. Наиболее примечательно, что в 1980-х годах американские евреи оставляли пустые стулья для советских евреев, находившихся за железным занавесом, а в этом году многие оставляют пустые стулья для заложников, находящихся в плену ХАМАСа.

Это традиция, которая имеет смысл для многих людей. Однако Седьмой Любавичский Ребе Менахем Мендл Шнеерсон, благословенной памяти, продвинул эту практику еще на один шаг вперед. Он умолял тех, кто планировал оставить свободное место в память о себе, вместо этого занять это место, приглашая присоединиться к вам тех, кто в противном случае не стал бы участвовать в седере. Таким образом, мы можем сосредоточиться на том, чтобы использовать этот стул для того, чтобы помочь кому-то принести радость и общение, вместо того чтобы использовать его только для привлечения внимания к тяжелому положению и страданиям.

В этот пасхальный день давайте воспользуемся 200-летним пасхальным уроком о позитивном и проактивном мышлении. Точно так же, как наше восприятие определяет, символизирует ли маца скорбь или искупление, а стул можно использовать для привлечения внимания к радости и счастью или боли и страданию, мы можем привнести это мышление во все сферы нашей жизни и нашу еврейскую практику. Давайте выберем активный, дальновидный и творческий подход во всех сферах нашей жизни.

Если вы знаете кого-то, кому некуда пойти на Пасху, пригласите его на свой седер.

И, что самое важное, давайте жить так, чтобы наша жизнь определялась не невзгодами, а богатством и глубиной наших традиций. Давайте сделаем выбор в пользу активного, а не реактивного подхода в нашем праздновании того, что значит быть евреем сегодня.

CT Insider, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи