| Йосеф Блау
Йосеф Блау

Экстремисты должны уйти из правительства Израиля

Экстремисты должны уйти из правительства Израиля
Поселенцы сажают дерево в нелегальном поселении Мицпе-Яир на Хевронском нагорье Фото: Peter van Agtmael/Magnum, for The New York Times

В воскресном журнале-приложении к New York Times от 16 мая 2024 г. опубликована пространная статья The Unpunished: How Extremists Took Over Israel («Безнаказанные: как экстремисты захватили власть в Израиле») с подзаголовком: «После 50 лет неспособности остановить насилие и терроризм против палестинцев со стороны еврейских ультранационалистов беззаконие стало законом». Статья совершенно односторонняя, поскольку в ней основное внимание уделяется изменениям на израильской политической арене без какого-либо упоминания о палестинском насилии и терроре, которые, бесспорно, влияют на израильский менталитет. Тем не менее, тенденция к тому, что ультранационалистические элементы получают определенную поддержку внутри правительства, подтверждена документально, и в этом отношении статья в основном точна. Конечно, верно, что незаконные поселения со временем были легализованы, равно как и то, что израильтяне-евреи и израильтяне-арабы зачастую подчиняются разным правовым системам.

Это разное отношение может быть наиболее ощутимым в том, что еврейское насилие рассматривается как поведение изгоев, а палестинцы не имеют такой защиты. Более того, некоторые из тех, кто поддерживал насилие против арабов (хотя их меньшинство в сообществе поселенцев), сейчас работают в израильском правительстве в качестве ключевых министров; они контролируют национальную безопасность, финансы и надзор за Западным берегом (Иудея и Самария). Поскольку выживание премьер-министра Биньямина Нетаньяху зависит от голосов их партий, министры Итамар Бен-Гвир и Бецалель Смотрич могут накладывать вето на проводимую политику. Значение присутствия полиции и армии на Западном берегу все более ослабляется.

В целом сообщество вязаных кип (национально-религиозный лагерь) не ассоциируется с насилием — даже когда оно отстаивает ультранационалистические убеждения. Руководство сектора в целом, если уж на то пошло, редко критикует эту группу изгоев, и это отчасти потому, что оно все отрицает. Поскольку само понятие насилия находится на таком расстоянии от этих лидеров, они считают, что любое насилие со стороны евреев должно быть признано оборонительным — и незначительным, по сравнению с насилием палестинских атак. Поэтому сообщения о том, что поселенцы врываются в арабские деревни без особого сопротивления со стороны армии и полиции, отвергаются как невозможные или, по крайней мере, преувеличенные, исходящие от «левых правозащитников» и предвзятых СМИ.

Однако нежелание религиозных сионистов принимать сообщения о насилии со стороны евреев может корениться не только в неверии.

Религиозный сионизм всегда имел мессианский компонент. Он прослеживается в учении рабби Авраама Ицхака Кука, первого главного раввина современной эпохи, в подмандатной Палестине, до создания государства Израиль. Он также был философом-первопроходцем, соединившим традиции и современность. Его подход к сионистскому возвращению на древнюю еврейскую родину включал в себя сосредоточенность на земле, гуманизм и этическую направленность, когда речь шла об обществе. Но наследие его философии изменилось с приходом к власти его сына (хотя он и не занимал пост главного раввина) после полной победы Израиля в Шестидневной войне. А именно, в версии рабби Цви Иегуды Кука, развившего учение своего отца, национализм стал доминирующим. В последующие десятилетия возвращение в Израиль российских и эфиопских евреев поддерживало это видение, а победы и неудачи объяснялись как часть предсказанного процесса обретения евреями суверенитета над Эрец Исраэль.

Бойня, устроенная ХАМАСом 7 октября, не противоречит этому видению. Напротив, она является ключевым элементом его реализации. То есть полная победа над ХАМАСом (и его союзниками), по мнению представителей этого националистического лагеря, приведет к возвращению Израиля к библейским границам и, в конечном счете, к окончательному искуплению.

Большинство религиозных сионистов понимают, что эта перспектива фантастична, но мечта слишком ценна, чтобы от нее отказываться. Поэтому лишь немногие готовы напрямую противостоять Бен-Гвиру и Смотричу, противостоять их крайнему национализму, поскольку сделать это означало бы полностью отказаться от мечты об этом пути к искуплению.

Если Израиль не может выиграть войну без помощи США, которую он может получить, лишь умерив свои интересы, он становится обычной страной, на которую распространяются все договоры и переговоры стран всего мира. Одновременно и в противовес этому те же люди, которые возражают против того, чтобы Израиль был «просто другой страной», предполагают, что двойные стандарты, которые так часто применяются к Израилю, оправдывают снижение этических соображений. Некоторые теперь оправдывают досадные эксцессы армии, которая всегда придерживалась уникального этического кодекса, утверждая, что другие страны поступают так же и даже хуже. После тысячелетней зависимости от других очень соблазнительно превозносить нашу военную доблесть, и, действительно, после 2000 лет изгнания само существование государства Израиль — это преобразующее событие в еврейской истории. Но даже те, кто рассматривает создание еврейского государства с религиозной точки зрения и хочет верить, что успех Израиля гарантирован Богом, должны понимать, что такое утверждение является искажением еврейской истории.

Более того, сама природа этого нового государства — от его ценностей до того, как оно будет взаимодействовать со своими соседями, — все еще не определена, даже сейчас, спустя 76 лет после объявления суверенитета. Например, внутри еврейского населения Израиля существуют фундаментальные разногласия, а арабское меньшинство в стране постоянно составляет 20%. Таким образом, при всем том, что можно надеяться на немедленное искупление, Израиль должен реагировать реалистично.

Отказ от экстремистов в религиозно-сионистском сообществе позволит освободить единоверцев, представляющих различные взгляды и переосмысление приоритетов. Это необходимо, и в конечном итоге это приведет к появлению более богатого, более изобильного иудаизма, который будет влиять на раздробленный Израиль. Только религиозное видение, которое является моральным и этическим, может создать государство, вдохновляющее еврейский народ.

Times of Israel, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи