Новое палестинское соглашение: мираж или геополитический сдвиг?

Новое палестинское соглашение: мираж или геополитический сдвиг?
Представитель ХАМАСа Мусса Абу Марзук подписывает соглашение, на заднем плане – министр иностранных дел Китая Ван И и представитель ФАТХ Махмуд аль-Алул Фото: SCANPIX/REUTERS/Pedro Pardo

Недавнее соглашение, подписанное 14 палестинскими группировками, включая ФАТХ (Организация Освобождения Палестины) и ХАМАС, вызывает множество вопросов о его истинном значении. На первый взгляд, оно может показаться важным, но реальность оказывается более сложной и, возможно, менее многообещающей, чем кажется.

Остальные 12 группировок, подписавших соглашение, по сути являются виртуальными террористическими организациями. Ни одна из них, кроме ООП и ХАМАСа, не контролирует никакую территорию.

«ХАМАС и ФАТХ подписали в Китае соглашение о совместном контроле над сектором Газа после войны. Вместо того, чтобы отвергать терроризм, Махмуд Аббас поддерживает убийц и насильников ХАМАСа, показав своё истинное лицо, — отметил министр иностранных дел Израиля Исраэль Кац. — Ничего из их планов не реализуется, потому что мы сокрушим режим ХАМАСа, а Аббас будет наблюдать за сектором Газа издалека. Безопасность Израиля останется исключительно в руках Израиля».

Довольно скептично высказался по поводу китайского сообщения и один из лидеров ФАТХа: «Речь идёт о китайском пиаре, и не более того. Разногласия между нами слишком глубоки». И это правда, ибо в ФАТХе знают, что объединение с ХАМАСом равнозначно поглощению и уничтожению. Никаких других целей ХАМАС не преследует.

Палестина сама по себе является виртуальным понятием. Никогда не существовало палестинского государства, и нет особого палестинского народа, отличного от других арабов. Даже палестинского диалекта арабского языка не существует. Территория, называемая Палестиной, до войны 1967 года входила в состав Иордании (Иудея и Самария и Восточный Иерусалим) или была под контролем Египта (сектор Газа), и никто не помышлял о создании палестинского государства. ООП была создана в 1964 году с помощью КГБ как орудие борьбы против Израиля и являлась чисто виртуальной организацией.

После начала так называемого мирного процесса в 90-х годах Израиль согласился предоставить арабам, живущим на территории Иудеи и Самарии, автономию. Ныне Палестинская автономия контролирует часть территории Западного берега, руководит внутренней политикой, имеет полицейские формирования, но не обладает тяжелым оружием. Официальная Рамалла может принимать дипломатические представительства только с согласия Израиля. Однако в 2007 году в Газе произошел военный переворот, в результате которого ХАМАС физически уничтожил представителей ФАТХа. С тех пор ХАМАС полностью контролирует Газу.

ФАТХ официально действует на Западном берегу как политическое движение, но у него есть и военное крыло, которое устраивает теракты против Израиля. ФАТХ и ХАМАС находятся в жестком противостоянии, а также ведут борьбу за международные гранты и помощь. В палестинском парламенте выборы давно не проводились, а победил бы на них, организуй их завтра, ХАМАС — самая популярная среди палестинцев организация. ХАМАС выступает за полное уничтожение Израиля террористическими методами, и эта политика поддерживается большинством арабов в Газе и на Западном берегу.

Попытки создать единое палестинское представительство предпринимались неоднократно. Предыдущее соглашение было заключено в Алжире в 2022 году. Теперь роль посредника взял на себя Китай, вероятно, в силу финансовых интересов. Руководители палестинских организаций получают транши, которые на время позволяют им соглашаться на совместные действия.

Для Китая это соглашение имеет политическое значение. Во-первых, оно свидетельствует о том, что Пекин занимает место Москвы в ближневосточных делах. Китай также активен в Центральной Азии и на Южном Кавказе. Кроме того, это соглашение является дополнительным козырем Китая в противостоянии с США.

Для Израиля это соглашение недружественное, поскольку оно легитимирует ХАМАС, который является террористической организацией, стремящейся к уничтожению Израиля. Израиль рассматривает признание ХАМАСа на международной арене как крайне недружественный акт. Однако маловероятно, что Израиль будет активно противодействовать Китаю из-за этого соглашения.

Таким образом, соглашение имеет скорее декларативное значение и является инструментом в дипломатической игре Китая против США. Реальных изменений в израильской политике это событие не принесет.

Похожие статьи