Удар Израиля по Йемену: тактический успех, который раскрывает стратегический провал

Удар Израиля по Йемену: тактический успех, который раскрывает стратегический провал
Ходейда после израильского удара Фото: AP

Ничего лучшего невозможно придумать для поднятия боевого духа страны: кадры далекой вражеской цели, объятой пламенем. Четырехзначная дальность удара и длинная стрелка на карте. Военные корреспонденты в студиях говорят о «самом дальнем ударе, который когда-либо наносили ВВС». Пресс-служба ЦАХАЛа публикует фотографии взлетающих истребителей и генералов, собравшихся на совещание высшего уровня. И в конце сообщения — обнадеживающее «все наши пилоты вернулись благополучно».

Субботний авиаудар по йеменскому порту Худейда отвечал всем требованиям. Всего через 36 часов после того, как беспилотник иранской разработки, созданный хуситами для Тель-Авива, убил одного мирного жителя и ранил восемь, Израиль наносит ответный, в сто раз превосходящий по мощности, удар. Армия обороны Израиля все еще может это сделать. Это не 7 октября, когда ЦАХАЛ был застигнут врасплох, его оборона прорвана, а солдаты на границе ошеломлены. Это ЦАХАЛ точной разведки и блестящего исполнения.

Кого волнует, что это не самый дальний авиаудар (им была была атака на штаб-квартиру Организации освобождения Палестины в Тунисе, расположенную в 2300 километрах, в 1985 году), а фотографии F-15 на самом деле были фотографиями самолетов, приземлившихся после выполнения другого задания.

Способность Израиля наносить дальние удары по всему спорному воздушному пространству Ближнего Востока не является чем-то само собой разумеющимся для любой страны. Сочетание разведки, радиоэлектронной борьбы, дозаправки в воздухе, наличие значительного количества самолетов и пилотов с подготовкой и опытом для выполнения этих задач — результат десятилетий инвестиций и долгосрочного планирования.

По всем оперативным показателям эта атака на Худейду, похоже, была близка к хрестоматийному тактическому успеху, каким она только могла быть.

Однако этими возможностями Израиль обладает уже более четырех десятилетий. Стратегические вопросы заключаются в том, насколько разумно Израиль их использует и насколько они повышают его безопасность?

Операция «Протянутая рука» (неуклюжий перевод с ивритского длинная рука, יד ארוכה) была начата после того, как рано утром в пятницу хуситы пересекли «красную линию». За предыдущие девять месяцев они запустили в сторону Израиля около 220 снарядов: беспилотников, баллистических и крылатых ракет. Почти все они были перехвачены и уничтожены — либо американцами и другими союзниками во время полета над Красным морем, либо израильской обороной в непосредственной близости.

Те две-три ракеты, которым удалось прорваться, упали в Эйлате и его окрестностях на крайнем юге, не причинив особого вреда. Беспилотник, поразивший Тель-Авив, — это уже эскалация, и не только потому, что он достиг главного израильского мегаполиса.

До тех пор пока Эйлат был самым дальним пунктом в зоне досягаемости хуситов, угроза была более сдерживаемой. Теперь же, когда они доказали, что у них есть беспилотники с гораздо большим радиусом действия, способные совершать длительные облеты Египта и Средиземноморья, они могут заявить, что могут поразить любую цель на территории Израиля, причем с разных направлений.

А поскольку хуситы, хотя у них своя идеология и свои цели, вписаны в наступательную стратегию Ирана, они показали, что иранские прокси могут угрожать Израилю со всех сторон: в воздухе, на земле и под землей.

Ответом Израиля стало нанесение серьезного ущерба главному порту хуситов. Ходейда — это их главный канал поставок, особенно нефти, и именно отсюда они совершают свои нападения на суда в Красном море. Коалиция во главе с США, созданная в последние месяцы для восстановления судоходных путей, парализованных хуситами, что нанесло ущерб мировой торговле, до сих пор воздерживалась от атак на такого рода инфраструктуру «двойного назначения», сосредоточившись на чисто военных целях.
Пока что они не смогли сдержать хуситов. Будет ли более успешной израильская тактика установления более высокой цены? Возможно, но даже если это произойдет, у хуситов все равно будет возможность нанести удар по Израилю, и они уже показали, что готовы это сделать.

Как выяснил Израиль в ходе серии кампаний против ХАМАСа в Газе и Второй ливанской войны против «Хезболлы» в 2006 году, уничтожить ракетные установки, операторов беспилотников и арсеналы дальнего действия, расположенные в сотнях мест и скрывающиеся под гражданской инфраструктурой и домами, невозможно с воздуха или в ходе относительно короткой наземной операции.

Чтобы лишить ХАМАС этих возможностей, ЦАХАЛ должен был войти в Газу и провести там масштабную наземную операцию. У него нет материально-технических ресурсов, чтобы перебросить свои бронетанковые дивизии по воздуху в Йемен.

Возможно, Газа больше не является стартовой площадкой для иранских прокси, но за это пришлось заплатить страшную цену, и Иран по-прежнему располагает такими возможностями в Ливане и Йемене. Это стратегический провал Израиля в целом и, в частности, доктрины премьер-министра Биньямина Нетаньяху, который сосредоточился на ядерной угрозе Ирана, препятствуя попыткам обуздать его с помощью договоров о вооружениях. Когда президентом был Трамп, Нетаньяху призвал его выйти из ядерной сделки — которая, пусть и была несовершенной, была направлена именно на это. При этом Нетаньяху проигнорировал широко распространенное в израильских кругах мнение о том, что необходимо уделять больше внимания этим прокси.

Теперь Израиль сталкивается с возрождающейся иранской ядерной программой, он как никогда близок к тому, чтобы получить оружие, и окружен иранскими посредниками с большим ракетным и беспилотным потенциалом.

После нападения на Ходейду израильские официальные лица подчеркивали, что это сигнал о том, что Израиль может атаковать и иранские цели, расположенные ближе к Израилю. Но Иран уже знает об этом. Именно поэтому он расширил возможности своих прокси — чтобы удержать Израиль от этого.

Иран с радостью готов продолжать проливать кровь палестинцев, ливанцев и йеменцев, чтобы атаковать Израиль, прикрываясь при этом собой. Более чем что-либо другое, тот факт, что израильские пилоты залетели так далеко, чтобы разбомбить порт в Йемене, является доказательством того, насколько ограничены их возможности по сдерживанию Ирана, реальной и близкой угрозы.

Haaretz, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи