Байден выпустил джинна антиизраильских санкций из бутылки

Байден выпустил джинна антиизраильских санкций из бутылки
Граффити в Тель-Авиве, изображающее Байдена в образе Капитана Америка Фото: Ricardo Moraes / Reuters

Многие, возможно, не знают, что во вторник Япония ввела санкции в отношении четырех израильских поселенцев за насилие в отношении палестинцев на Западном берегу. Эта страна находится вне поля зрения Израиля, а западные державы уже ввели санкции против довольно большого числа поселенцев и ультраправых группировок. Какая разница, присоединится ли к ним Токио?

На самом деле, решение Японии вызывает беспокойство. Она дружелюбно относится к Израилю и традиционно не вмешивается в палестино-израильский конфликт больше, чем это необходимо. То, что Токио действует сейчас, объясняется тем, что его партнеры по Большой семерке делают то же самое с тех пор, как 1 февраля Соединенные Штаты объявили о своем первом пакете санкций против четырех агрессивно настроенных поселенцев. В то время это казалось символическим актом на фоне напряженных отношений с израильским правительством. Однако с тех пор стало очевидно, что президент США Байден выпустил джинна санкций из бутылки. Будет очень трудно вернуть этого джинна обратно или помешать ему исполнить желания, о которых движение BDS мечтало последние 20 лет.

США и другие западные державы до сих пор воздерживались от введения санкций против поселенцев Западного берега, хотя и не одобряют поселенческую деятельность и считают ее, в той или иной степени, незаконной с точки зрения международного права. США обычно избегают вводить санкции против дружественных стран, даже если они этого заслуживают.

На сегодняшний день санкции, которые были введены, незначительны: число поселенцев и правых активистов, вероятно, не превышает 30 человек. Коллективные же санкции направлены против всего нескольких, в основном незначительных, организаций.

Но тенденция безошибочно указывает на то, что санкции будут вводиться все большим количеством стран. С февраля США трижды расширяли свой санкционный список. Британия объявила о двух раундах, Франция — об одном гигантском раунде в отношении 28 человек, Канада — о двух раундах, а Европейский Союз ввел свои собственные санкции 15 июля.

Сообщается, что США также рассматривают возможность введения санкций против министра финансов Бецалеля Смотрича и министра национальной безопасности Итамара Бен-Гвира. Они также могут быть введены против организации «Амана», которая играет важную роль в строительстве поселений и уже находится в списке канадского правительства. ЕС рассматривает возможность введения санкций против «Регавим», еще одной пропоселенческой НПО.

Риск расширения и ужесточения санкций возрос по двум причинам. Одна из них заключается в том, что на прошлой неделе Международный суд ООН впервые признал поселенческое предприятие нарушающим международное право. Среди прочего, он призвал международное сообщество и организации не признавать юридически израильское присутствие на территориях и не поддерживать его сохранение.

Постановление Международного суда не имеет обязательной силы, но оно может послужить стимулом для подачи исков в национальные суды с требованием исполнить это решение.

Более важны изменения, произошедшие в Израиле после прихода к власти нынешнего правительства Нетаньяху. Его (пока безуспешное) наступление на независимость судебной системы поставило под сомнение готовность или способность Израиля обеспечить соблюдение международного права. Тем временем Смотрич — в своей роли второго министра обороны — усердно работает над стиранием «зеленой линии», фактически превращая оккупацию в аннексию, нигде не объявляя об этом. Бен-Гвир вносит свой вклад в эту работу, удерживая полицию от преследования поселенцев, устраивающих самосуды.

Экономический эффект от введенных до сих пор санкций был ограничен, но это не должно успокаивать, поскольку по мере увеличения числа лиц и организаций, попавших под санкции, их влияние будет расти в геометрической прогрессии.

И вот почему. Хотя санкции запрещают поездки в страну, против которой введены санкции, они, по сути, являются финансовыми. В случае с большинством западных стран санкции ограничиваются пределами их собственных границ и поэтому имеют ограниченный эффект.

С США дело обстоит иначе: Их санкции распространяются на все операции в любой точке мира, в которых используются американские доллары и американские технологии. США также применяют вторичные санкции, что означает, что иностранные лица и учреждения должны соблюдать американские правила или рискуют получить запрет на ведение бизнеса в США и в международной платежной сети SWIFT.

На практике это означает, что такие люди, как Бенци Гопштейн и его организация «Лехава», которые стали объектом санкций со стороны США и ЕС, лишены доступа к своим банковским счетам или возможности использовать Windows на своих компьютерах. Санкции ЕС не столь драконовские, но Банк Израиля предписал банкам соблюдать их в любом случае. Американцы и европейцы больше не могут жертвовать деньги «Лехаве».

«Невозможно представить, чтобы гражданин Израиля с израильскими деньгами в израильском банке был лишен прав и активов из-за американского приказа», — заявил Смотрич после объявления первых американских санкций и пообещал что-то предпринять.

Эти боевые слова, возможно, и привели в восторг его ультраправую базу, но они продемонстрировали потрясающее невежество в области международных финансов, а именно потому, что он был абсолютно неправ: США действительно могут заблокировать счет в израильском банке, и министр финансов бессилен это остановить. Если бы израильские банки нарушили американские санкции, они рисковали бы попасть не только на штрафы, но и на уголовное преследование, и были бы отрезаны от банковской системы США. Это фактически выведет их из бизнеса.

Россия и Китай, две другие страны, ставшие объектами американских санкций, пытаются создать альтернативную систему, которая не использует американские доллары и финансовые сети, базирующиеся на Западе. Для крошечного Израиля это не вариант.

Пока экономическое воздействие санкций ограничивается в основном целями, но США оставили себе большой простор для расширения их сферы действия. Американские санкции направлены против небольшого числа людей и групп, ведущих себя агрессивно, но они также позволяют чиновникам преследовать гораздо более многочисленную группу тех, кто «запугивает гражданских лиц, заставляя их покинуть свои дома, разрушает или захватывает имущество». Он также распространяется на организации, в том числе государственные, которые одобряют подобные действия.

Другими словами, потенциальный список лиц, на которых распространяются санкции, может увеличиться и охватить министров, крупные некоммерческие организации и, возможно, даже предприятия, участвующие в финансировании строительства поселений или предоставлении им товаров и услуг. Может наступить день, когда министр финансов Израиля не сможет воспользоваться своей кредитной картой.

Большое и растущее число людей и организаций, находящихся под санкциями, рискует создать хаос для банков, которым теперь придется действовать крайне осторожно в любых сделках за «зеленой линией». Иностранные финансовые институты и инвесторы столкнутся с той же проблемой постоянной проверки клиентов и активов, опасаясь нарушить американские правила.

«Влияние американских санкций, наложенных на отдельных лиц внутри страны, может, таким образом, нанести значительный ущерб национальной экономике в целом», — считает профессор Амихай Коэн.

Коэн предлагает несколько идей том, как израильское правительство может противостоять растущей санкционной угрозе. Одну из них, которая заключается в том, чтобы не заставлять израильские финансовые учреждения игнорировать санкции, он, похоже, уже реализовал. Но самая важная — «решительные действия израильских правоохранительных органов против любых акций на Западном берегу, направленных против законопослушных палестинских граждан» — противоречит самой сути политики этого правительства.

Haaretz, перевод Ларисы Узвалк

Похожие статьи