| Бен Самуэльс
Бен Самуэльс

Станет ли Джош Шапиро первым еврейским вице-президентом США?

Станет ли Джош Шапиро первым еврейским вице-президентом США?
Вице-президент США Камала Харрис и губернатор штата Пенсильвания Джош Шапиро (слева) общаются с прессой во время остановки на рынке Ридинг Терминал в Филадельфии, штат Пенсильвания, 13 июля 2024 г. Фото: Ryan Collerd/AFP via Getty Images via JTA

Вскоре после того, как Джо Байден одобрил кандидатуру вице-президента Камалы Харрис в качестве кандидата в президенты от Демократической партии в 2024 году, спекуляции о ее потенциальном вице-президенте быстро стали доминирующей темой.

Из дюжины или около того фигур, чьи имена назывались в качестве возможных претендентов, одна постоянно находилась на переднем плане: губернатор Пенсильвании Джош Шапиро.

Шапиро, который оперативно приветствовал решение Байдена выйти из президентской гонки и поддержал Харрис, может стать вторым в истории кандидатом в президенты или вице-президенты от крупной партии еврейского происхождения.

Шапиро и Харрис, оба бывшие прокуроры, знают друг друга почти два десятилетия. «Камала Харрис — патриот, достойный нашей поддержки, и она продолжит работу поколений американцев, которые пришли до нас, чтобы усовершенствовать наш союз, защитить нашу демократию и развить подлинную свободу, — сказал он. — Я сделаю все возможное, чтобы помочь избрать Камалу Харрис 47-м президентом Соединенных Штатов».

Его присутствие в избирательном бюллетене усилит и без того значительное еврейское присутствие: муж Харрис Даг Эмхофф является первым в истории США супругом-евреем президента или вице-президента США.

Назначение Шапиро, соблюдающего приверженца консервативного иудаизма, будет политически целесообразным по нескольким причинам: он популярен в своем ключевом штате и, как и Харрис, ставит в приоритет защиту репродуктивных прав, что будет, пожалуй, самым важным вопросом в платформе кампании Харрис–Шапиро.

Недавно Шапиро заслужил похвалу — от демократов и республиканцев — за свой объединяющий тон после покушения на Дональда Трампа. Поскольку погибший в результате стрельбы сторонник Трампа был жителем Пенсильвании, Шапиро отдал ему дань уважения и сказал, что он «погиб как герой».

Что касается его личной биографии, то Шапиро уже давно сделал свою еврейскую идентичность центральным элементом своей карьеры в государственном секторе. Она сыграла важную роль в его реакции на правый антисемитизм (в том числе со стороны его политических соперников), а также на антиизраильские настроения, возникшие в левых кругах после теракта 7 октября и последовавшей за ним войны в Газе.

49302985.jpg
Кандидат в губернаторы от демократов Джош Шапиро обнимает свою жену Лори Шапиро после победной речи в Оуксе, штат Пенсильвания, в 2022 году.
«Моя вера призывает меня служить своему сообществу и научила меня распространять свое учение... чтобы по-настоящему изменить жизнь людей, — сказал Шапиро в интервью своей альма-матер, Рочестерскому университету. — Священное Писание учит нас, что никто не обязан выполнять эту задачу, но и мы не вольны воздерживаться от нее. Для меня это означает, что все мы должны отойти от дел и включиться в игру — и это одна из причин, почему я выбрал карьеру государственного служащего». Шапиро учился в религиозно-плюралистической Еврейской академии Джека М. Баррака (где он встретил свою жену Лори), частной еврейской школе в пригороде Филадельфии.

Ссылаясь на одного из преподавателей школы, он пишет на сайте учебного заведения: «Политические конвенции Шэрон Левин научили меня тому, что учащиеся обязаны быть граждански активными. Отчасти благодаря ее урокам я выбрал карьеру на государственной службе... На занятиях по еврейской этике мы пришли к тому же выводу о социальной ответственности, но с еврейской точки зрения».

Шапиро по-прежнему подчеркивает, что его детские и юношеские годы напрямую повлияли на его политические убеждения. Например, в интервью газете Pittsburgh Post-Gazette он рассказал, что его поддержка профсоюзной организации и законопроекта о прожиточном минимуме связана с участием в детстве в кампании написания писем детям советских отказников-евреев.

Получив степень по юриспруденции в Джорджтаунском университете, Шапиро работал на Капитолийском холме с такими законодателями-евреями, как сенатор от штата Мичиган Карл Левин и конгрессмен от Флориды Питер Дойч, который переехал в Израиль после того, как в 2004 году потерпел неудачу на выборах в Сенат.

Вскоре Шапиро вернулся в Пенсильванию, чтобы баллотироваться в местные органы власти, и стал членом Палаты представителей штата (победив республиканца-еврея) и комиссаром округа Монтгомери (фактически мэром еврейского пригорода Филадельфии).

Во время работы в Палате представителей Шапиро был одним из немногих демократов Пенсильвании, поддержавших сенатора от Иллинойса Барака Обаму вместо Хиллари Клинтон на демократических праймериз 2008 года, и защищал будущего президента, когда тот оказался вовлечен в споры, связанные с антисемитскими высказываниями его бывшего пастора Джеремайи Райта.

«Я думаю, это показывает, что шумиха о том, что у сенатора Обамы были проблемы с еврейской общиной, была именно шумихой. В этом не было ничего серьезного», — сказал он JTA после праймериз 2008 года.

В 2016 году Шапиро стал генеральным прокурором Пенсильвании, где возглавил усилия штата против запрета Трампа на въезд мусульман и был самым известным еврейским деятелем в штате, когда белый супрематист совершил самый жестокий антисемитский акт в американской истории в синагоге «Tree of Life» в Питтсбурге в 2018 году.

Вскоре после того, как Шапиро возглавил юридические баталии Пенсильвании против Трампа, чтобы предотвратить отмену результатов президентских выборов 2020 года (этот колеблющийся штат с небольшим перевесом отдал предпочтение Байдену), он начал свою кампанию, избираясь губернатором штата. Начиная кампанию, он не только не затушевывал свое еврейство, но и сделал его важной частью своего имиджа.

«Независимо от того, где начинается мой день — в Блумсбурге, Юнионтауне или любом другом месте Пенсильвании, — я возвращаюсь домой в пятницу вечером к субботнему ужину, потому что семья и вера поддерживают меня», — сказал Шапиро в своей первой телевизионной рекламе на территории штата. Рядом с ним на столе лежали две субботние халы.

Еврейство Шапиро сыграло важную роль в ожесточенной кампании против ультраправого республиканца Дага Мастриано, который обвинял его в отсутствии связи с простыми людьми, намекая на его активное участие в еврейской общинной жизни и подчеркивая, что его дети ходят в частную еврейскую школу.

Мастриано неоднократно критиковали за его связи с ультраправой социальной сетью Gab, которая сыграла важную роль в массовом убийстве в «Tree of Life», и ее генеральным директором Эндрю Торбой после того, как в этом году он заплатил платформе 5 000 долларов за консультацию и защитил пожертвование Торбы на предвыборную кампанию в размере 500 долларов.

Мастриано находился в Капитолии во время или незадолго до смертоносного нападения 6 января, сравнивал контроль над оружием с нацистской политикой 1930-х годов и расшерил в социальной сети мем, в котором утверждается, что разрешенные законом аборты хуже Холокоста.

В своей речи Шапиро регулярно цитировал «Пиркей Авот», говоря, что «никто не обязан выполнять задание, но и мы не вольны воздерживаться от него», и вновь повторил эту фразу после победы над Мастриано.

Он был приведен к присяге на еврейской Библии, взятой из синагоги «Tree of Life», наряду с семейной Библией, на которой Шапиро приносил присягу на всех государственных должностях, которые он занимал с 2005 года, и другой, принадлежавшей ранее ветерану Второй мировой войны (предоставлена Национальным музеем истории американского еврейства им. Вейцмана).

После вступления в должность Шапиро продолжал рассказывать о своей вовлеченности в еврейскую жизнь, разместив видеоролик, демонстрирующий его подготовку к первому седеру в резиденции губернатора.

После 7 октября он был среди демократов, наиболее яростно критикующих антисемитизм, исходящий от левых.

Он резко раскритиковал тогдашнего президента Пенсильванского университета Лиз Мэгилл за ее показания перед Конгрессом: «Я много раз говорил, что лидеры обязаны говорить и действовать с моральной ясностью, а Лиз Мэгилл не смогла пройти этот простой тест».

Шапиро ранее критиковал Магилл после того, как за несколько недель до 7 октября университет организовал мероприятие, посвященное палестинской культуре, на котором выступали докладчики, обвиненные в антисемитизме.

Кроме того, он не преминул посетить фалафельную Goldie's, принадлежащую израильско-американскому шеф-повару Майклу Соломонову, который подвергся нападкам со стороны пропалестинских демонстрантов, обвинивших его в поддержке геноцида.

04011.jpg
Президент Джо Байден (в центре), первая леди Джилл Байден (слева) и губернатор Пенсильвании Джош Шапиро посещают кофейню после предвыборного мероприятия в Гаррисберге, 7 июля 2024. 

«То, что они сделали, было ярко выраженным проявлением антисемитизма, — сказал он. — Они протестовали в ресторанах только потому, что они принадлежат евреям. Это тот самый вид антисемитизма, который мы видели в Германии 1930-х годов».

В последние месяцы он также высказался против растущей в среде демократов тенденции критиковать действия Израиля в Газе, заявив в Еврейском демократическом совете Америки, что «Израиль не только имеет право на самозащиту, я считаю, что Израиль обязан бороться с ХАМАСом лоб в лоб и победить».

В дополнение к еврейскому происхождению, позиции Шапиро по вопросам Израиля и антисемитизма стали бы спасением для произраильских демократов, разочаровавшихся в напряженных отношениях администрации Байдена и Харрис с премьер-министром Биньямином Нетаньяху.

В сочетании с Эмхоффом, который уже несколько лет занимается проблемой антисемитизма, Шапиро обеспечит американской еврейской общине беспрецедентную известность и, вероятно, приоритетность в то время, когда антисемитизм внутри страны достиг беспрецедентных высот.

Кроме того, он нейтрализует любые опасения, что президент Харрис займет более жесткую позицию по отношению к Израилю, хотя это, несомненно, еще больше оттолкнет прогрессивных избирателей-демократов, которые надеялись, что Харрис перевернет новый лист после того, как Байден в течение последних девяти месяцев оказывал Израилю постоянную поддержку.

Haaretz, перевод Якова Скворцова


Похожие статьи