| Моисей Беккер
Моисей Беккер

Израиль против ХАМАСа: девять месяцев конфликта и ответные меры

Израиль против ХАМАСа: девять месяцев конфликта и ответные меры
Демонстрация хуситов в Сане, 19 июля 2024 г. Фото: Osamah Abdulrahman

Неспровоцированная агрессия ХАМАСа против Государства Израиль, начавшаяся 7 октября 2023 года, продолжается уже более девяти месяцев, медленно втягивая в жернова конфликта страны Ближнего Востока. Регион четко разделился на сторонников и противников Ирана, который открыто поддерживает так называемую «ось зла» (или «сопротивления», по иранской терминологии, хотя непонятно, против кого именно направлено это сопротивление). Выборы президента Ирана, казалось бы, дали надежду на изменение конфронтационного курса тегеранского руководства.

«Мы будем приветствовать искренние усилия по ослаблению напряжённости и ответим взаимностью на добросовестность», — заявил новоизбранный президент Ирана Масуд Пезешкиан. В связи с этим он призвал к расширению отношений с Турцией, Саудовской Аравией, Оманом, Ираком, Бахрейном, Катаром, Кувейтом и Объединёнными Арабскими Эмиратами. Далее Масуд Пезешкиан подчеркнул необходимость найти путь сближения с Западом.

Однако Израиль в этой формуле не упоминается. Иными словами, борьба с этим государством, которое называют «сионистским образованием», остаётся на повестке дня исламского руководства. Ливанская шиитская группировка продолжает обстрелы Израиля по приказу из Тегерана, а хуситы из группировки «Ансар Аллах» блокируют Баб-эль-Мандебский пролив, нарушая международное судоходство и периодически атакуя Израиль дронами и ракетами.

В общей сложности хуситы атаковали Израиль более 200 раз. 19 июля терпение Иерусалима достигло критического предела: в результате удара дрона, запущенного группировкой по Тель-Авиву, который упал рядом с американским дипломатическим представительством, погиб 50-летний гражданин Израиля, и четверо получили ранения. Ответ последовал быстрый и решительный. Несмотря на молчание англо-американской морской коалиции, израильские истребители 20 июля нанесли удар по объектам хуситов в районе порта Ходейда в Йемене.

В ходе операции были поражены цели в 1800 км от границы Израиля, что стало полной неожиданностью для Ирана и показало его уязвимость перед возможными ответными атаками. Операция, получившая название «Длинная рука», продемонстрировала способность Израиля достать врага на любом расстоянии. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху и пресс-секретарь ЦАХАЛа, бригадный генерал Даниэль Хагари, подчеркнули это. В операции были задействованы самолёты F-15 и F-35, и она была признана беспрецедентной. Самолеты летели на малой высоте, чтобы избежать обнаружения радарами. Возможно, действия координировались Саудовской Аравией, чьё воздушное пространство использовалось для атаки. Первыми в небо Йемена вошли истребители F-35, которые практически невозможно засечь. Основную бомбардировочную функцию выполняли F-15.

По данным Министерства здравоохранения Йемена, в результате израильских авиаударов по нефтяным объектам и электростанции в Ходейде погибли три человека, а более 80 получили ранения.

Официальный представитель МИДа Ирана Насер Канани осудил израильские атаки и «предупредил об опасности эскалации напряжённости и распространения войны в регионе в результате опасного авантюризма сионистов». «Хезболла» также осудила нападение на портовую зону, назвав его «глупым шагом, который знаменует собой новую опасную фазу продолжающейся конфронтации». Однако все эти действия со стороны проиранских прокси вряд ли спасут ХАМАС, который «скорее мёртв, чем жив». К тому же и в США намечаются серьёзные изменения как во внешней, так и во внутренней политике.

Выступая на предвыборном митинге, кандидат в президенты от Республиканской партии Дональд Трамп предупредил ХАМАС о необходимости освободить заложников до того момента, как он займёт Белый дом. Уже сегодня намечаются контуры будущего переустройства сектора Газа. Согласно планам, значительная часть севера этой территории станет буферной зоной. Иными словами, большинство перемещённых лиц в Газе никогда не смогут вернуться в северную часть прибрежной полосы. Кроме того, велика вероятность установления постоянного контроля Израиля в «филадельфийском коридоре» на границе с Египтом. Обсуждаются возможные сценарии совместного управления сектором со стороны Израиля, ОАЭ, Иордании и даже Марокко.

В этом отношении ОАЭ уже имеет опыт управления территориями за пределами своих границ. К ним относится Рас-эль-Хикма — прибрежная полоса на Средиземном море, которую это государство приобрело у Египта за $35 млрд. Сделка была оформлена между правительством Египта и Abu Dhabi Developments Holding Company (ADQ) в этом году. Ожидается, что инвестиции эмиратов смогут оздоровить экономику Египта и обеспечить приток новых средств в размере $150 млрд. Египет получит 35% прибыли от реализации проекта, а также примет участие в совместном предприятии по строительству аэропорта.

Планируемый город Рас-эль-Хикма будет иметь площадь 170 кв. км (сектор Газа — 360 кв. км). Здесь будет полноценное смешанное использование («fully functional urban community and not just a beach resort»): порт, финансовый центр, туризм, жильё и природная территория в центре. С финансовыми возможностями ОАЭ вполне возможно создать широкие возможности и для населения Газы, которое обладает высоким уровнем образования. Если его избавить от радикальной идеологии, сектор может стать островком стабильности, процветания и мирного сосуществования с соседями.

Похожие статьи