| Бен Фриман
Бен Фриман

Почему иудаизм настолько отличается от всех других религий?

Почему иудаизм настолько отличается от всех других религий?
Фото: Pavel Losevsky/Adobe Stock

Иудаизм — это не религия. Точнее, иудаизм — не религия в западном понимании этого слова, где она может быть отделена от других аспектов жизни.

Иудаизм точнее определить как исконную религию еврейского народа.

Один из моих друзей сказал как-то мне: «Я канадец, и моя религия — иудаизм». Хотя каждый человек в конечном счете свободен в определении своей идентичности, эта точка зрения не соответствует точному пониманию еврейства.

Иудаизм — это не просто набор верований, которые человек может отделить от других аспектов своей жизни. Эфиопские евреи понимали это, и их еврейство было всеобъемлющим. Жизнь, общество, закон, религия и земля были объединены в единое целое. Они не сталкивались с проблемами, возникавшими у европейских евреев, такими как принятие вестернизированного, сегментированного взгляда на религию, который должен был быть принят более широким нееврейским обществом.

Я светский еврей, и хотя Бог не является важной частью моей личной еврейской идентичности, еврейское самовыражение присуще моему существованию и каждому действию, которое я совершаю как еврей. Это неотделимо от моей повседневной жизни. Чтобы евреи могли освободиться от оков ментальной колонизации, мы должны определить свою идентичность через понимание того, кто мы есть, а не того, кем нас хочет видеть нееврейский мир.

Превращение еврейской идентичности в религиозную не было обусловлено естественным развитием теологии. Скорее, после наступления эпохи Просвещения она была разработана специально для того, чтобы уравнять иудаизм с христианством, чтобы евреи смогли наконец обойти антисемитизм и получить признание в европейских обществах.

В 1789 году в Национальном собрании Франции граф Клермон-Тоннер провозгласил: «Евреям должно быть отказано во всем как нации, но даровано все как индивидуумам... существование нации внутри нации неприемлемо для нашей страны». Это было атакой на концепцию евреев как народа и противоречило еврейской идентичности.

Чтобы добиться признания, евреи согласились с этими нееврейскими требованиями и начали в корне менять свое представление о себе. Питтсбургская платформа американского реформистского движения 1896 года отбросила концепцию еврейского народа и приняла христианское представление о религии, заявив: «Мы считаем себя больше не нацией, а религиозной общиной, и поэтому не ожидаем возвращения в Палестину...». Хотя эта платформа была отвергнута Реформистским движением в 1937 году, эта идея просочилась в умы евреев повсюду.

Нас также называют (и, что еще хуже, мы сами себя называем) «верой». Опять же, это христианское представление о религии и отношениях с Богом. Оно основано на слепой вере.

Что касается иудаизма, то Маймонид объясняет, что «эмуна», часто переводимая как «вера», на самом деле означает интеллектуальную убежденность и глубоко укоренившуюся уверенность, основанную на знании и понимании.

Это в корне противоположные концепции. Говорить о еврейской вере в христианском гегемонистском мире — значит, обращаться к христианскому, а не к еврейскому контексту.

Наряду с христианством, исламом, буддизмом и индуизмом, иудаизм классифицируется как мировая религия. Мировые религии — это транскультурные и международные системы верований, оказавшие большое влияние на мир.

Хотя иудаизм лежит в основе западных ценностей и оказал огромное влияние на мир, он не был распространен по всему миру самими евреями, а был присвоен и экспортирован христианством.

Концепция «мировых религий» была способом классифицировать религии и отказаться от изучения в рамках религиоведения одного только христианства. Однако в конечном итоге для ее определения использовалась христианская модель понимания.

По этому поводу религиовед Сьюзен Оуэн утверждает: «Хотя парадигма мировых религий была введена, чтобы позволить включить нехристианские религии в образование, вместо этого она переделала их в соответствии с либеральными западными протестантскими христианскими ценностями (сродни тем, что пропагандирует Англиканская церковь), сделав акцент на теологических категориях».

Иудаизм можно определить как «глобальный» из-за изгнания евреев из Иерусалима в 136 году н.э. и развития еврейского народа в диаспоре. Однако, несмотря на это, он не является ни транскультурным, ни международным.

Еврейская культура по-прежнему невероятно специфична и берет свое начало непосредственно в Земле Израиля. Даже культуры, возникшие в диаспоре, в значительной степени являются географическими итерациями изначальной культуры еврейского народа. Несмотря на то что евреи живут по всему миру, в центре их внимания всегда была и остается Земля Израиля.

Иудаизм — исконная религия еврейского народа. Ученые Кеннет Локенсгард и Алехандро Гонсалес пишут, что «исконные религии — это религии предков народов, которые являются коренными жителями определенных ландшафтов. Их религии помогают им достичь цели — успешно жить в этих местах».

«Таким образом, религии коренных народов различаются, как и места, в которых живут их последователи. Тем не менее, многие религии, исповедуемые коренными народами, имеют общие темы. Эти темы включают в себя акцент на отношениях и месте».

Это гораздо более точное описание иудаизма, евреев и наших отношений с Эрец-Исраэль.

Стремясь к еврейской гордости, евреи должны определить свою собственную идентичность. Однако путь к этому включает в себя процесс, в ходе которого евреи должны деколонизировать свое сознание, чтобы отказаться от идей и парадигм, которые были либо навязаны нам большинством, либо приняты, чтобы легче ориентироваться в их мире.

Евреи должны понять еврейскую идентичность. Но, что очень важно, мы должны видеть ее через еврейскую призму.

В противном случае мы не только продолжаем предавать свое прошлое и настоящее, но и ставим под угрозу будущее еврейского народа.

Нам не удастся выжить в целости и сохранности, если мы не поймем, что значит быть евреем с еврейской точки зрения.

Мы не просто религия, и уж точно не религия, понимаемая через христианское представление об этом слове.

Мы — народ. Мы коренные жители Земли Израиля. И мы выражаем это через практику иудаизма, нашей исконной религии.

Jerusalem Post, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи