| Пол Гросс
Пол Гросс

Итоги выборов в США могут оказаться уникально плохими для Израиля

Итоги выборов в США могут оказаться уникально плохими для Израиля

Впервые в жизни я должен признать, что оба кандидата на президентских выборах в США должны вызывать глубокое беспокойство как у израильтян, так и у американских евреев.

Кандидаты и Израиль

Фактически заявленные позиции Камалы Харрис по Израилю выглядят довольно стандартно для Демократической партии: она поддерживает безопасность Израиля; поддерживает решение о двух государствах; является поклонницей либерального «первоначального государства» Израиль; не является поклонницей заселения Западного берега. Но ей, как представителю молодого поколения демократов, не хватает инстинктивного произраильского чувства, которое есть у Байдена или Клинтонов. (Я не уверен, что в ближайшее время мы услышим, как она называет себя «сионисткой».) Однако есть все основания опасаться, что президент Харрис будет подчиняться «прогрессивному» крылу своей партии; у нее есть опыт корректировки своих позиций в зависимости от политических ветров, а в активистской базе ее партии (хотя и не среди демократов в целом) бушует ураган антиизраильских настроений.

А что же Дональд Трамп? Будет ли он хорош для Израиля?

«Конечно! Парень, который перенес посольство в Иерусалим и вышел из иранской ядерной сделки? Что с тобой не так?» (Это более или менее дословная цитата одного из моих друзей в социальных сетях, когда я задал этот вопрос.)

Ладно, не расстраивайтесь, друзья, поддерживающие Трампа, но если вы думаете, что он питает какую-то личную симпатию к Израилю, вы неправильно поняли этого парня. Трамп не руководствуется идеологией. В любой момент он будет следовать своим инстинктам и взвешивать, что лучше всего удовлетворит его эго и потребность в статусе, богатстве и самовозвеличивании. Все на продажу, а «ценности» (демократические, произраильские или другие) не имеют никакого значения.

Учитывая широкий произраильский консенсус в Республиканской партии, есть все основания полагать, что Трамп будет в целом поддерживать Израиль, как это было во время его первого срока. (Хотя ближневосточная политика Трампа отнюдь не была полностью позитивной: Сирия при нем превратилась в иранский форпост; исламистская Турция была позорно умиротворена Трампом, осыпавшим похвалами президента Эрдогана — еще одного авторитариста, к которому его таинственно тянет). Но Трамп вполне способен облапошить Израиль, если решит, что это ему выгодно, или если Израиль будет препятствовать достижению какой-то другой цели.

Если Мухаммед ибн Салман (еще один фаворит Трампа) будет нетерпим к отказу Израиля от каких-либо подвижек в решении палестинского вопроса и попросит Трампа надавить на Биби, неужели кто-то думает, что Трамп откажется из-за каких-то глубоких личных обязательств перед Израилем? Когда Авраамские соглашения оказались под угрозой из-за обещания Нетаньяху лидерам поселенцев аннексировать Западный берег, зять Трампа Джаред Кушнер унизил израильского посла Рона Дермера и заставил Биби отказаться от обещания аннексии (возникает странная возможность: израильские правые, выступающие за поселенцев, могут больше всего опасаться президентства Трампа).

Но есть и более серьезная проблема с Трампом, если вас беспокоит безопасность и место Израиля в мире. Выбор Дж. Д. Вэнса в качестве партнера показывает, что Трамп усиливает изоляционистскую тенденцию «Америка прежде всего». Вэнс является частью идеологического движения, которое проповедует массовый отказ Америки от своей роли «лидера свободного мира» после Второй мировой войны. Вэнс ни в коем случае не настроен антиизраильски, но не один серьезный израильский аналитик по вопросам безопасности придет в ужас из-за выхода Америки из западного альянса и одновременного усиления Китая.

Партии и антисемитизм

Вопрос об антисемитизме в США приобрел катастрофически политический характер. Обе партии прекрасно умеют осуждать антисемитизм по разные стороны баррикад и одинаково хорошо закрывают глаза на антисемитизм в собственном лагере.

В настоящее время основная волна антисемитизма в США идет слева, поэтому республиканцы выглядят как партия, которая «серьезно относится к антисемитизму». Если бы я был студентом в одном из университетов Лиги плюща, я бы очень положительно относился к партии слона после воодушевляющей демонстрации произраильского настроя на Республиканском национальном съезде на прошлой неделе. Когда консерваторы заявляют, что аналогичная демонстрация безоговорочной поддержки Израиля на Демократическом съезде маловероятна, с этим трудно спорить.

Но... когда главной темой антисемитизма был не Израиль и левый антисионизм, а стрелок, убивший прихожан в синагоге Питтсбурга, потому что верил в теорию Великого замещения [белонационалистическая ультраправая теория заговора, согласно которой при бездействии или прямом содействии элит осуществляется постепенный процесс замещения «белого» населения развитых стран Европы и Северной Америки арабами, берберами, африканскими чернокожими и вообще представителями народов, традиционно проживающих на территории Африки и Ближнего Востока], или белые супрематисты в Шарлотсвилле, скандировавшие: «Евреи нас не заменят», демократы были единственными, кто мог осудить это, не боясь опозориться или проявить лицемерие. Республиканцам оставалось надеяться, что люди не заметят, что у них есть конгрессмены и болельщики в консервативных СМИ, которые придерживаются именно такой теории заговора белых националистов.

За редким исключением (больше всего на ум приходит конгрессмен Ричи Торрес) очень немногие видные деятели обеих партий действительно противостоят антисемитизму по обе стороны политического водораздела.

Крайности побеждают

С 2020 года крайние позиции как левых, так и правых стали звучать все громче. Часть левых с их одержимостью постоянными категориями «жертв» и «угнетателей» (евреи, как «белые» и успешные, никогда не могут быть жертвами; а поскольку Израиль — «расистский, колониальный» проект, евреи, очевидно, являются угнетателями, если они не отрекутся от сионизма) перешла к «практическому» антисемитизму и поддержке ХАМАСа.

Часть правых была радикализирована поражением Трампа в 2020 году и его последующей кампанией по отмене этого поражения, кульминацией которой стали ужасающие беспорядки в Капитолии 6 января 2021 года.

Байден не имеет ничего общего с левыми взглядами на Израиль; Харрис, хотя и не является антисемиткой или апологеткой ХАМАСа, своими заявлениями по Ближнему Востоку скорее кивает и подмигивает прогрессивным активистам.

Трамп всегда был и популяризатором теорий заговора, и подбадривателем конспирологов. Любой заговор, который выявляет «врагов» и «зло», с которым нужно бороться, рано или поздно бросает свой подозрительный взгляд на евреев. QAnon [распространённая в США теория заговора и политическое движение среди американских ультраправых, возникшие во времена президентства Дональда Трампа. Последователи QAnon убеждены в том, что Соединёнными Штатами (или даже всем миром) правит некая тайная и могущественная клика сатанистов-педофилов, включающая в себя лидеров Демократической партии, бизнесменов, голливудских актёров, королевские семьи и других знаменитостей]. которую Трамп превозносит, несмотря на ее явно безумную предпосылку (что демократы управляют дьяволопоклоннической педофильской группировкой) — ничем не отличается от других. Евреи неизбежно являются частью глобальной элиты, поддерживающей и прикрывающей это сатанинское насилие над детьми. Ротшильды даже прямо упоминаются «шаманом Кью», самым запоминающимся из мятежников Капитолийского холма, одетым в рога и меха, с копьем в руках, когда он снимал себя сидящим в кресле вице-президента.

В 2020 году у вас был умеренный демократ, враждебно настроенный к токсичным крайностям в своей партии, против популистского республиканца, очень поощряющего безумцев из своей партии. На этот раз у обеих партий есть кандидаты, которые (по совершенно разным причинам) могут стать причиной бессонных ночей для израильских политиков; и которые вряд ли полностью отвергнут тех, кто по их сторону баррикад угрожает благополучию американских евреев.

Times of Israel, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи