Вашингтон должен пересмотреть свой стратегический подход к Ближнему Востоку

Вашингтон должен пересмотреть свой стратегический подход к Ближнему Востоку
Палестинская акция протеста против ликвидации лидера ХАМАСа Исмаила Хании. Хеврон, 31 июля 2024 г. Фото: REUTERS/MUSSA QAWASMA

В зависимости от решений, ожидаемых от Тегерана в ответ на двойные убийства лиеров «Хезболлы» и ХАМАСа, Израиль теперь, похоже, оказался на грани многофронтового регионального взрыва.

Обеспечена ли победа? Какой ценой? Может ли дипломатическая уловка специального посланника Белого дома Амоса Хохштейна в конечном итоге возыметь действие? Инициатива остается за Ираном и его посредниками, но если Израиль обнаружит готовящуюся атаку, он, скорее всего, предпримет упреждающие действия.

На сегодняшний день Израиль и «Хезболла» ведут ограниченную войну на истощение. 8 октября 2023 года «Хезболла» поддержала ХАМАС и начала войну против Израиля. Иранская марионетка Ливан заявил, что стремится оказать тактическое давление на северный фронт Израиля.

Похоже, это удалось: ЦАХАЛ был вынужден разделить свои силы: на севере было развернуто от трех до пяти дивизий, укомплектованных резервистами, всего примерно 300 тысяч военнослужащих.

На начальных этапах войны иерусалимский военный кабинет обсуждал, стоит ли начинать наступление на два фронта — против ХАМАСа в Газе и «Хезболлы» в Ливане. Начальник генерального штаба ЦАХАЛа генерал-лейтенант Герци Галеви и министр обороны Ливана обсуждали вопрос о начале наступления с двух фронтов против ХАМАСа в Газе и «Хезболлы» в Ливане. Герци Галеви и министр обороны Йоав Галант проголосовали «за», а бывшие министры военного кабинета Бени Ганц и Гади Айзенкот — «против».

В конечном итоге премьер-министр Биньямин Нетаньяху принял решение в пользу последней точки зрения — после того, как президент Джо Байден провел телефонный разговор с ним и пригрозил лишить американской военной поддержки, если ЦАХАЛ не ограничит свои ответные удары территориями к югу от реки Литани и не будет воздерживаться от ударов по важнейшим объектам инфраструктуры Ливана.

Девять месяцев спустя администрация Байдена по-прежнему активно стремится к деэскалации вялотекущих трансграничных боевых действий, используя поставки боеприпасов в качестве одного из методов эффективного контроля интенсивности израильских действий против «Хезболлы» в Ливане.

Таким образом Вашингтон надеется выиграть достаточно времени для заключения перемирия, используя в качестве посредника спикера парламента Наби Берри, лидера шиитского движения «Амаль».

Однако, по словам высокопоставленного сотрудника израильской разведки, «Берри не имеет рычагов влияния на "Хезболлу", скорее, все наоборот». Очевидно, что «Хезболла» сохраняет преимущество на переговорах, независимо от надежд и чаяний администрации Байдена.

Большинство представителей израильской оборонной и политической элиты, похоже, верят в обоснование, сформулированное генеральным секретарем «Хезболлы» Хасаном Насраллой.

«В тот день, когда прекратится стрельба в Газе, мы прекратим стрельбу на юге [Ливана]», — настаивал Насралла в одном из своих многочисленных телеобращений. В ежедневных беседах с сотрудниками израильских спецслужб и военными офицерами прослеживаются широкие настроения, выдающие желаемое за действительное в отношении достижения решения путем переговоров.

«Даже Нетаньяху надеется на дипломатический исход», — сказал мне один чиновник, который впоследствии признался, что Иерусалим предпочел бы сражаться с «Хезболлой», когда будет полностью оснащен длинным списком новых военных технологий.

Тем не менее, несмотря на надежды на мирное урегулирование, никто в Иерусалиме и Тель-Авиве не пребывает в заблуждении. Десятки тысяч перемещенных израильтян не вернутся в свои дома, пока не укоренится чувство безопасности.

Более того, в отличие от распространенного мнения о том, что Иран якобы сдерживает «Хезболлу», режим аятолл имеет корыстный стратегический интерес в разжигании войны в рамках нынешних установленных параметров, поскольку он по-прежнему уклоняется от уплаты какой-либо существенной платы за свою воинственную деятельность, в то время как его хорошо вооруженный ливанский прокси демонстрирует боевую дисциплину, достойную большинства западных военных, с четко заранее спланированными целями. Тем не менее, перспективы просчета, похоже, усиливаются с каждым днем.

Вопреки распространенному мнению, активные усилия генерального секретаря «Хезболлы» Хасана Насраллы по представлению региональных военных действий как реакции на бедственное положение палестинцев являются дешевой уловкой. Нынешняя война на Ближнем Востоке с участием нескольких фронтов — это не просто случай причинно-следственной связи, коренящейся в палестино-израильском конфликте.

Скорее, мы являемся свидетелями продуманной реализации стратегических планов Ирана, задуманных убитым командующим «Силами Кудс» КСИР Касемом Сулеймани, в рамках которых ХАМАС является ключевым фактором в иранской ars bellica как для сектора Газа, так и для Западного берега, а также для Иорданского Хашимитского Королевства.

На прошлой неделе генерал-майор Гершон Ха-Коэн, бывший командир Генерального штаба и Северного округа, предупредил, что посланник Белого дома Амос Хохштейн стремится сформулировать сделку, которая, несомненно, будет означать «поражение, омраченное болезненными уступками со стороны Израиля».

По сути, Хохштейн стремится заставить Израиль уступить приграничные территории в обмен на временный вывод боевиков «Хезболлы» на несколько миль к северу. «Что помешает этим боевикам вернуться на юг [Ливана] через пять минут после подписания соглашения? — спросил генерал Ха-Коэн с явным чувством разочарования. — Они требуют от нас необратимых уступок в обмен на обратимые действия».

Якобы игнорируя грандиозную стратегию Ирана, администрация Байдена удваивает давление на Израиль, чтобы тот согласился на предложенное соглашение о прекращении огня на севере. Советник по национальной безопасности Израиля Цахи Анегби и министр по стратегическим вопросам Рон Дермер встретились с советником по национальной безопасности США Джейком Салливаном и госсекретарем Энтони Блинкеном и потребовали гарантий.

В случае, если «Хезболла» нарушит условия предложенного США соглашения, Вашингтон поддержит Израиль в ведении полномасштабной войны против группировки с целью раз и навсегда уничтожить иранскую марионетку. Без таких гарантий, настаивают Анегби и Дермер, «население севера Израиля не обретет чувство безопасности, необходимое для возвращения в свои дома», что является обязательным условием для любого дипломатического решения.

Вашингтон должен пересмотреть свой стратегический подход к Ближнему Востоку. Он не может добиваться деэскалации в регионе, не задав несколько сложных вопросов относительно того, что будет дальше.

Отвечает ли подход команды Байдена стратегическим интересам США на десятилетия вперед? Или же он играет на руку его противникам, включая Иран и Китай? Несмотря на очевидную убежденность администрации Байдена-Харрис в первом, региональные игроки, включая как союзников, так и противников, похоже, убеждены во втором.

Единственный путь вперед для Вашингтона — вновь утвердить свое господство на Ближнем Востоке. Для этого, не прибегая к выделению дополнительных военных сил и средств в зоне ответственности, ему следует активизировать ощутимую поддержку своих ближневосточных союзников и партнеров, включая Израиль, в противостоянии так называемой «оси сопротивления» во главе с Ираном.

Соединенные Штаты должны противостоять грандиозной стратегии Тегерана, добиваясь расширения Авраамских соглашений и возобновляя военную поддержку своих региональных партнеров, включая Королевство Саудовская Аравия, чтобы противостоять региональным посягательствам Ирана через его прокси.

Вашингтон должен активизировать кампанию максимального экономического давления на саму Исламскую Республику и обеспечить соблюдение санкций всеми необходимыми средствами. Европейские державы, со своей стороны, должны поддержать Соединенные Штаты, запустив механизм «отката» до истечения срока его действия в октябре 2025 года, чтобы сорвать ядерный поезд Тегерана, который мчится на полном ходу.

Что касается Израиля и прагматичного арабского лагеря, то они должны объединить усилия для проведения кампании по созданию реальности, чтобы противостоять злонамеренному вторжению Ирана, эффективно внедряя столь необходимую надежду на будущее мира и процветания для всех народов Ближнего Востока.

Jerusalem Post, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи