Около двух столетий назад (в эпоху романтизма, если не раньше) мир заразился идеей «расы». В общепринятом понимании это означает, что живущие далеко друг от друга народы принципиально отличаются друг от друга, а в самом коварном варианте — что какая-то (или «одна»?) раса превосходит все остальные (например, нацизм).
В настоящее время мы можем наблюдать такой образ мышления практически повсеместно. Многие американские сторонники MAGA (Трампа) придерживаются теории «Великой замены», согласно которой небелые захватывают Соединенные Штаты, тем самым подрывая их былое величие (расовое и иное). В Британии недавно произошли антимигрантские расистские беспорядки в нескольких городах. Некоторые очень религиозные евреи придерживаются концепции «еврейского превосходства», основанной на идее избранного народа. (Вряд ли стоит указывать, что избранность евреев основана только на моральном поведении, а не на каком-либо врожденном биологическом превосходстве — иначе как бы иудаизм могли принимать новообращенные неевреи?) И, конечно, антисемитизм — это расизм насквозь (здесь тоже все совершенно не так, учитывая огромное разнообразие евреев по всему миру: цвет кожи, поведение, культура, способности и т. д.).
Из всего этого можно было бы сделать вывод, что понятие «раса» абсолютно ложно, но это тоже неверно. Итак, необходимо понять, что означает понятие «раса» - и особенно, что оно не означает.
Все человечество имеет примерно 99,8 % одинаковых генов. Таким образом, с чисто биологической точки зрения абсурдно пытаться провести четкое разграничение между любыми двумя расами. Не только из-за этой огромной генетической близости, но и потому, что разница в 0,2 % не выражается четко между расами — скорее это разница между отдельными людьми. Проще говоря, два «черных» человека могут отличаться между собой больше, чем разница между каждым из них и двумя другими «белыми» людьми.
Тем не менее, это не означает, что с точки зрения сравнительной «расовой группы» различий нет вообще. Это тоже вопиющая неправда. Последние Олимпийские игры — отличный пример. Страны Карибского бассейна уже давно доминируют в легкой атлетике, что совершенно непропорционально их немногочисленному населению. Почему? Потому что самые сильные рабы, вывезенные из Западной Африки сотни лет назад, были специально отправлены на сахарные плантации в колониях Карибского бассейна, где работа была самой тяжелой. Их потомки, в результате «биологического отбора», являются образцами дарвиновского принципа выживания сильнейших. То же самое можно сказать и об американских чернокожих: в олимпийской баскетбольной «команде мечты» США нет ни одного белого. Обратная дискриминация? Позитивные действия на стадионе? Конечно же, нет! Просто генетический отбор продолжает действовать.
Евреи, особенно потомки их европейских популяций, — другой пример такой генетической избирательности. За века преследований и иммиграции кто, как правило, выживал с наибольшей вероятностью? Очевидно, те, кто обладал более высоким интеллектом (чтобы преуспеть в трудных условиях) и/или инициативой (выбраться из антисемитской страны, пока не стало слишком поздно). Конечный результат: не физическая сила, а скорее интеллектуальное превосходство. Это также было связано с тем, что в еврейской культуре особое внимание уделялось образованию. Самого способного мальчика женили на дочери самого богатого человека в городе — так у него было больше шансов выжить и произвести на свет более умное потомство в большем количестве.
Многие «расы» обладают отличительными преимущественными чертами, которые почти всегда являются функцией их уникального экологического фона. «Окружающая среда» — это не обязательно природные условия, в которых они развивались, хотя и они играют определенную роль. В самом деле, белым расистам следует задать себе вопрос: если все человечество вышло из (черной) Африки, почему вы сегодня белые? Ответ: по мере продвижения на север люди получали меньше солнечного света, поэтому (помимо всего прочего) их черная кожа вырабатывала меньше витамина D. В результате (тут снова появляется Дарвин): те, у кого кожа постепенно светлела и лучше поглощала солнечный свет, чем темная кожа, имели биологическое преимущество. Через много-много поколений это преимущество вылилось в «белизну». Так что да, белые «лучше» — но только в поглощении солнечного света. Сомневаюсь, что это хорошая основа для утверждения о «превосходстве белых»!
Есть ли решение? Можно ли искоренить расизм? Вероятно, не полностью: различение своих и чужих слишком сильно укоренилась в человеческой психике. Но общество, безусловно, может уделять больше внимания преподаванию истории, биологии, экологии, антропологии, социологии и другие актуальных дисциплин. На неподготовленный взгляд эти предметы могут показаться «роскошью» — они не так важны сегодня, как компьютерное программирование, искусственный интеллект и тому подобное. Однако если мы хотим сохранить общество в целости и сохранности и не скатиться к жестокому расовому насилию (бунтам, политическому фашизму и т. д.), то все, что снижает расовую напряженность, следует признать необходимым и важным.
Понятие «раса» не является полной выдумкой. Но от него до «расизма» любого рода — слишком большой скачок. У людей достаточно других способов различать себя: идеология, религия, культура и т. д. Избавление от самого опасного из них, расизма, могло бы стать хорошим началом для достижения большей социальной сплоченности.
Times of Israel, перевод Якова Скворцова