| Моисей Беккер
Моисей Беккер

Будущее сектора: что ждет Газу?

Будущее сектора: что ждет Газу?
Проникновение ХАМАСа в Израиль из сектора Газа Фото: Abed Rahim Khatib/Flash90

7 октября исполнится год со дня трагедии на музыкальном фестивале «Нова», ставшей результатом неспровоцированного нападения боевиков ХАМАСа на Израиль. Около трех тысяч боевиков (по другим данным, до шести тысяч) прорвались через забор безопасности и начали охоту на людей, которые долгое время не могли понять, что происходит. Ведь фестиваль был посвящён идеям мира, дружбы и братства между народами. Среди пострадавших оказались также жители приграничных кибуцев: женщины, дети, старики. В результате этой жестокой атаки погибло 1200 человек, а 240 были взято в заложники для последующего обмена на террористов, находящихся в израильских тюрьмах.

Лидеры ХАМАСа в Катаре провели благодарственную молитву по случаю «успешного» кровопролития, сопоставимую с празднованиями нацистов после убийств евреев во времена Холокоста. ХАМАС, поддерживаемый иранским оружием, намеревался спровоцировать новую «интифаду» в Иудее и Самарии, разжечь восстание израильских арабов, втянуть в конфликт «Хезболлу» и другие проиранские группировки, а также подтолкнуть регион к масштабной войне с Израилем. Одним из факторов, мотивировавших ХАМАС на этот шаг, стали внутренние протесты в Израиле, направленные против судебной реформы. В правящих кругах в Тегеране эти события рассматривались как «божий знак» и начало конца сионистского государства.

Кроме того, расчет «оси зла» основывался на натянутых отношениях между премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху и президентом США Джо Байденом. Однако планы ХАМАСа не оправдались. Массовые убийства и захват заложников сплотили израильское общество, которое осознало разрушительное влияние внутреннего раскола. Вероятно, народ вспомнил уроки прошлого — распад государства Давида и Соломона, трагедию Хасмонейского царства и его завоевание Римом в 63 году до н.э. Тем не менее, действия некоторых политиков создают впечатление, что уроки истории не усвоены. Оппозиция продолжает действовать так, словно находится в другом измерении.

В годы Второй мировой войны никто из находившихся в оппозиции лейбористов не выступал против консервативного правительства Черчилля. А вот глава партии «Хосен ле-Исраэль» Бени Ганц, наоборот, пытается воспользоваться ситуацией для политической выгоды, ведя страну к досрочным выборам.

Сегодня главные задачи Израиля — удержание контроля над Филадельфийским коридором, освобождение заложников и ликвидация власти ХАМАСа в Газе. Переговоры крайне сложны, а успешное освобождение заложников еще не гарантировано. Лидер ХАМАСа Яхья Синуар уже приказал убивать заложников в случае приближения израильской армии, и в конце августа было казнено шесть граждан Израиля, США и России. В заложниках остается еще 101 человек, и шансы на их освобождение невелики.

Для ХАМАСа важен только один исход — сохранение власти в секторе Газа, а для Израиля цена любого соглашения слишком высока, так как оно означает поражение в войне. Премьер-министр Нетаньяху оказался в трудной ситуации: если он позволит ХАМАСу сохранить власть, израильтяне ему этого не простят.

Вашингтон, в свою очередь, пытается предложить свою дипломатическую игру: обмен заложников на прекращение войны и освобождение палестинских заключенных, что также могло бы остановить обстрелы со стороны «Хезболлы». Это позволило бы Белому дому продемонстрировать успех перед президентскими выборами. Однако такая сделка не устраивает Израиль, который предпочитает дождаться исхода выборов в США.

Если победит Трамп, ситуация на Ближнем Востоке, вероятно изменится: сектор Газа может оказаться под совместным контролем Израиля, ОАЭ, Египта и, возможно, США. В любом случае Израиль уже готовится к длительному пребыванию своих войск в секторе, создавая там соответствующую инфраструктуру.

Похожие статьи