Предварительный бюджет Израиля на 2025 год предусматривает жесткую экономию. Ее задачей является финансирование военных действий, но она отразится на повседневной жизни многих израильтян.
Государственный бюджет на следующий год будет рассмотрен израильским парламентом в ближайшие недели, его принятие должно состояться до конца года или, самое позднее, в январе.
Членам Кнессета придется сделать трудный, но необходимый выбор, чтобы покрыть непомерные расходы на войну, которая требует исключительных мер.
Поэтому израильтян просят приложить коллективные усилия для восстановления государственных финансов. Чтобы сдержать дефицит бюджета до 4,3% ВВП к 2025 году, правительство решило одновременно сократить расходы и повысить налоги. Пока все нормально: жесткая экономия необходима, чтобы справиться с резким ростом военных расходов, которые к 2025 году составят 117 миллиардов шекелей (30 миллиардов евро), или 20% государственных расходов и 6,5% ВВП.
Израильтяне справедливо беспокоятся о том, кто будет оплачивать счета за войну. Это беспокойство оправдывается бюджетом жесткой экономии, который не будет возлагать бремя на всех граждан в равной степени; доходы от работы и сбережений будут облагаться налогом в большей степени, чем доходы от капитала и имущества.
Снижение расходов
Правительство не жалеет усилий для сокращения государственных расходов. За исключением обороны и национальной безопасности, бюджеты всех министерств будут сокращены: транспорт (-770 миллионов шекелей), здравоохранение (-275 миллионов), промышленность (-270 миллионов), сельское хозяйство (-200 миллионов), образование (-133 миллиона), социальное обеспечение (-100 миллионов) и т. д. Короче говоря, все (гражданские) государственные службы будут вынуждены принять горькую пилюлю жесткой экономии.
Еще одно проблемное сокращение бюджета: с восстановлением регионов, пострадавших от конфликта, придется подождать. Выделенные средства не покрывают необходимых потребностей: Югу выделено 5 миллиардов шекелей из 19 миллиардов обещанных, а Северу — 15 миллиардов из 30 миллиардов обещанных.
Мы бы предпочли, чтобы правительство показало пример, сэкономив на собственных операционных расходах; во время войны важно принимать меры, восстанавливающие доверие финансовых рынков и международных рейтинговых агентств.
Например, стране, находящейся в состоянии войны, не нужно содержать 38 министров и 6 заместителей министров; упразднение некоторых министерств уже назрело, а на этой неделе правительство пополнилось двумя новыми членами. Что касается бюджетов коалиции, то в 2025 году они сохранятся на уровне около 4 миллиардов шекелей.
Повышение налогов
Чтобы завершить бюджетные корректировки, правительство решило увеличить обязательные отчисления (налоги и взносы); это непростое решение для правого правительства, поскольку оно противоречит его ультралиберальной идеологии, выступающей за снижение налогов.
Факт остается фактом: повышение налогов, запланированное на 2025 год, в основном затронет наемных работников и вкладчиков, принадлежащих к среднему классу. В их числе: замораживание налоговых льгот, повышение ставки взносов на социальное обеспечение, налогообложение пенсионных и профессиональных сбережений, отмена двухдневного оплачиваемого отпуска, который будет перечисляться в государственную казну, и т. д. Решения, которые сократят чистый доход работников на 3-5% в месяц; если учесть, что стоимость жизни растет на 3% в год, то в 2025 году уровень жизни среднего израильтянина упадет на 6-8%.
С другой стороны, немногие меры касаются высоких доходов, особенно доходов от капитала и корпоративных прибылей. В Израиле по-прежнему нет налога на наследство, но ставка НДС будет повышена с 17 до 18%. Еще один пример налоговой несправедливости: правительство не трогает ставку корпоративного налога (23% в Израиле), которая ниже, чем во многих западных странах (25% во Франции). Не говоря уже о налоговых льготах, предоставляемых крупным компаниям, инвестирующим в Израиль, таким как Intel, которая пользуется льготной ставкой всего в 7,5%.
Движущие силы роста
Хотя жесткая экономия может показаться неизбежной перед лицом дорогостоящей войны, выбор правительства приведет к обратным последствиям: он увеличит разрыв в доходах, усугубит незащищенность наиболее уязвимых слоев населения и ввергнет многих израильтян в нищету.
Более того, в бюджете на 2025 год не предусмотрен механизм стимулирования экономической активности и не начаты реформы, необходимые для послевоенного роста, такие как интеграция харедим и арабов в рабочую силу, совершенствование высшего и профессионального образования, развитие транспортной инфраструктуры, переход к возобновляемой энергетике и т. д. Оживление активности отложено до лучших времен.
Times of Israel française, перевод Якова Скворцова