В своей недавно опубликованной книге «Единое еврейское государство. Последняя, лучшая надежда на разрешение израильско-палестинского конфликта» (One Jewish State: The Last, Best Hope to Resolve the Israeli-Palestinian Conflict) бывший американский посол в Израиле Дэвид Фридман представляет модель сосуществования евреев и палестинцев, основанную на отношениях между правительством США и народом Пуэрто-Рико( остров был уступлен Соединенным Штатам Испанией в 1898 году в соответствии с положениями Парижского договора, завершившего испано-американскую войну).
Посол Фридман объясняет, как Соединенные Штаты боролись с этим положением, предоставив пуэрториканцам американское гражданство в 1922 году, но не предоставив им прав, предусмотренных Конституцией США. (Следует помнить, что коренные американцы, которые поддерживали племенные связи и проживали на своей традиционной территории, получили гражданство США только в 1924 году). В 1950 году правительство США решило эту дилемму, разрешив пуэрториканцам написать собственную конституцию.
Получившаяся модель, как резюмировал посол Фридман, «...должным образом эволюционируя с течением времени, чтобы обеспечить справедливость по отношению к жителям Пуэрто-Рико, тем не менее сохранила две особенности: 1) Соединенные Штаты обладают абсолютным суверенитетом над Пуэрто-Рико и 2) народ Пуэрто-Рико имеет широкие права самоуправления, но не имеет коллективного национального права голосовать на американских выборах». Далее он говорит: «Это формула, в рамках которой и Соединенные Штаты, и Пуэрто-Рико развиваются в мире и процветании».
Если применить модель Пуэрто-Рико к Западному берегу (Иудея и Самария) после гипотетической аннексии его государством Израиль, то отношения между израильтянами и палестинцами будут выглядеть так:
· Израиль будет обладать абсолютным суверенитетом над всей территорией.
· Палестинцы будут обладать всеми гражданскими и человеческими правами в соответствии с Основным законом Израиля о человеческом достоинстве без коллективного права на самоопределение, предусмотренного Основным законом Израиля о национальном государстве (т. е. палестинцы не будут голосовать на национальных выборах).
· Палестинцы будут иметь право принимать свои собственные законы, если они не будут противоречить израильским.
· Палестинцы не будут платить израильские подоходные налоги, но будут облагаться налогами для удовлетворения своих местных потребностей.
· Палестинцы не будут обязаны служить в израильской армии.
Цель этой модели заключается в том, что «при наличии соответствующих и необходимых гарантий безопасности и финансовой помощи Израиль сможет самостоятельно работать с палестинским гражданским руководством, чтобы привести палестинскую экономику, систему образования и программы здравоохранения к стандартам первого мира».
Обсуждение этой модели свидетельствует об искреннем стремлении найти способ обеспечить Израилю безопасность и владение Западным берегом (Иудеей и Самарией), при этом принося пользу проживающим там палестинцам. Посол Фридман пишет: «Статус постоянных жителей Иудеи и Самарии под властью Израиля — это гораздо лучший вариант для палестинцев, чем жизнь в жестких условиях, созданных ООП и ХАМАСом».
Но, как и многие другие предложенные варианты решения проблемы, модель Пуэрто-Рико оставляет несколько непростых вопросов без ответа. Пуэрториканцы, переехавшие в один из штатов США, что они могут делать совершенно свободно, как граждане США, получают право голосовать на выборах. Только те, кто решил остаться на острове Пуэрто-Рико, не имеют права голосовать на национальных выборах. Если такая модель будет внедрена в Иудее и Самарии, означает ли это, что палестинцам будет запрещено жить на основной израильской территории? Если им будет разрешено жить где-либо в Израиле, будут ли у них те же права, что и у израильских арабов, являющихся гражданами страны? Будет ли у них путь к получению гражданства, как у неграждан, постоянно проживающих в Соединенных Штатах?
Конституция Соединенных Штатах отличает «индейцев, не облагаемых налогом», от тех, кто учитывается при распределении представительства в Конгрессе. Резиденты-неграждане включены в это число, хотя они не могут голосовать. К ним также относятся индейцы, принявшие гражданство США по таким соглашениям, как Договор о ручье Танцующего Кролика между правительством США и племенем чокто, и, соответственно, платившие налоги.
Создание категории постоянных жителей, которые, по сути, являются подопечными государства Израиль, менее похоже на модель Пуэрто-Рико и более напоминает систему резерваций, разработанную для коренных американцев в 19 в. Независимо от того, насколько благожелательной была или должна была быть эта система, признано, что она не вписывается ни в одно определение поддержки человеческого достоинства, как это практикуется странами-членами Организации Объединенных Наций и выражено во Всеобщей декларации прав человека. Озабоченность общественности системой резерваций коренных народов привела к тому, что правительство США в конце концов предоставило коренным американцам полное гражданство.
Если предлагаемая модель Пуэрто-Рико в ее наиболее ограничительном варианте будет требовать от палестинцев оставаться на своих нынешних местах, подобно системе резерваций для коренного населения в США, то в конечном итоге она поддастся тем же силам, которые привели к предоставлению полного гражданства коренным американцам, что приведет к той же проблеме, что и единое двунациональное государство для Израиля, то есть нееврейское большинство с полным правом голоса, которое может, по идее, урезать права евреев в Израиле.
Решение с двумя законодательными органами приходит к конечной точке гораздо быстрее, с большей вероятностью согласия всех сторон и с большей безопасностью для евреев, даже если они находятся в меньшинстве.
Times of Israel, перевод Ларисы Узвалк