Постоянный автор израильского экономического издания «Глобс» Мати Голан воздает должное смелости и прямоте бывшего мэра города Сдерот Эли Мояля, высказавшего спорную, с точки зрения многих, гипотезу о неспособности восточных евреев, выходцев из арабских стран, сформировать демократическое государство — в том случае, если бы именно «мизрахим» оказались первопроходцами сионистского проекта в Эрец-Исраэль.
В то время как правые политики восточного происхождения пытаются вбить клин в отношения между израильтянами-ашкеназами и израильтянами-мизрахим, появляется Эли Мояль и демонстрирует, что можно мыслить и говорить иначе, пишет автор газеты «Глобс». Мояль, бывший мэр южного города развития, адвокат про профессии. Он, как и все мы, наблюдает за попытками Мири Регев и ей подобных деятелей переиначить историю государства, приписав его создание восточным евреям.
Параллельно предпринимаются постоянные попытки представить неоднозначную историю приема алии из восточных стран исключительно в черном свете, скрывая тот факт, что эту алию принимали выходцы из европейских стран, несмотря на колоссальные трудности первых лет существования государства. Государства, которое было абсолютно нищим. Но кто тогда думал о бедности. Все были рады тому, что в молодую страну едут евреи из разных стран, и были готовы делиться с ними последним.
И что об этом говорит Мояль, член Ликуда, выходец из Марокко? Вот несколько цитат из интервью, которое он дал одной из радиостанций: «Иногда стоит посмотреть на себя в зеркало. Сколько университетов было в Марокко? Что мы знали о современном мире? Какие в Марокко были технологии? Когда ты меняешь культурную среду, первому и второму поколению приходится за это расплачиваться. Так устроен мир, и этому невозможно сопротивляться. Цена оправдана, мне она понятна. Мы получили взамен независимость и демократию». Сказанное Моялем, разумеется, не прибавят ему популярности среди многих мизрахим и представителей правого лагеря — ведь он спутал им все карты. На стороне Мояля только одно — факты, историческая правда. Правда, которая известна представителям всем волн алии, в том числе и из восточных стран.
«Хорошо, что ашкеназы принимали сефардов, а не наоборот. Иначе они создали бы на Ближнем Востоке еще одну арабскую деспотию, — сказал Эли Мояль. Жаль, что такой честный и прямой человек не занимает серьезного места в общенациональной политике. Вместо него в политике преуспевают такие подстрекатели, как Мири Регев, заключает Мати Голан.
Источник: «Курсор»