Понятие «культ личности» хорошо известно политической науке. Оно характеризует авторитарных лидеров, которые в глазах своего народа превращаются в наместников Бога на земле.
Сталин отказывался верить, что Германия нападет на Советский Союз, из-за него Красная армия позволила вермахту добраться до ворот Ленинграда и Москвы и принести миллионы ненужных жертв и невыразимые страдания. Но благодаря победе в войне и переписанной истории, ошибки «солнца народов» превратились в гениальную стратегию.
После смерти Сталина и ухода других великих диктаторов XX века, включая Гитлера, Муссолини и Мао Цзэдуна, казалось, что эпоха «культа личности» подошла к концу или, по крайней мере, была ограничена странами Третьего мира, такими, как Египет времен Насера, Уганда Иди Амина, и Южная Корея династии трех Кимов.
В начале XXI века мы можем с уверенностью сказать, что слухи о смерти культа личности оказались преувеличены: Россия Владимира Путина, Китай Си Цзиньпина и Турция Раджипа Эрдогана развиваются в последние годы в том же духе.
Казалось бы, демократические государства в значительной степени невосприимчивы к культу личности. Конституция, разделение властй, система тормозов и противовесов и существование свободных СМИ должны сдерживать тенденцию масс к обожествлению лидеров.
Однако ситуация вокруг Дональда Трампа, а также Биньямина Нетаниягу, делают это предположение сомнительным. Вице-президент США Майк Пенс в начале года заявил, что никогда не встречал «более крупного стратегического мыслителя», чем Трамп.
Конечно, сравнение Трампа со Сталиным или Муссолини многие воспримут неоправданным и несправедливым. Демократия Соединенных Штатов по-прежнему жива, органы юстиции все еще пытаются расследовать действия президента и его помощников, а победа демократов на предстоящих выборах в конгресс может серьезно его ограничить.
Однако в наклонностях Трампа явно прослеживаются черты, свойственные диктаторам в тех странах, где насаждался культ личности. Нарциссизм, пренебрежение к окружающим, вера в свои уникальные способности. Все это, в частности, проявляется даже в стремлении присвоить свое имя многим проектам, таким как гостиницы, жилые башни и курорты.
Трамп также использует выражения, восходящие к эпохе Сталина. Он определяет своих противников, как «врагов народа». Недавно он охарактеризовал СМИ, как «величайшего врага» народа Соединенных Штатов.
Президент США регулярно раздает похвалы лидерам, которых считает «сильными личностями» и выражает презрение к демократическим фигурам. Ангела Меркель – «разрушитель Германии», а канадский премьер Джастин Трюдо – «слабак и обманщик»
В то же время для него Путин – «сильный лидер, который ведет Россию вперед». С авторитарным филиппинским президентом Родриго Дутерте у него прекрасные отношения. А северокорейский диктатор «стал мудрым, талантливым и любимым человеком для своего народа».
Реакция лидеров Республиканской партии и СМИ после встречи в Сингапуре лишний раз показывает, что вокруг Трампа уже складывается атмосфера с признаками культа личности.
Встреча лидеров двух стран стала положительным моментом, и не исключает возможности того, что Ким, действительно, готов пойти на процесс денуклеаризация. Однако общая декларация Трампа и Кима и близко не подходит к тщательно разработанным соглашениям с Ираном. Не говоря уже о проблематичности реализации договоренности с северокорейцами.
Тем не менее, благодаря этим призрачным соглашениям, ястребы-республиканцы и правые СМИ раскрутили пропагандистскую истерику вокруг Трампа в лучших традициях культа личности.
В Израиле прежде всего сам премьер лично стал глашатаем успехов Трампа и превозносит его заслуги. Но теперь его поддержали не только собственные министры, но даже ярые оппозиционеры, вроде Шели Яхимович, приветствовали мнимый успех Трампа.
Будет весьма интересно узнать, как отреагирует Нетаниягу, если Трамп после успеха в Сингапуре предложит свое разрекламированное мирное соглашение между Израилем и палестинцами. А эта возможность сегодня кажется ближе, чем когда-либо. Это станет зловещим знаком для сторонников статус-кво. В настоящее время они могут полагаться лишь на плохие отношения между Трампом и Абу-Мазеном.
Но изменят ли они свой подход, если план Трампа окажется надлежащей основой для начала переговоров? Культ личности – это обоюдоострое оружие и, если вожди никогда не ошибаются, их возможности не ограничатся только корейским полуостровом.
Источник: Детали