| Хеми Шалев
Хеми Шалев

Тень Трампа за спиной Нетаниягу

Премьер Израиля предвидел, что произойдет, продвигая сейчас Закон о национальном характере. Подобная попытка была сделана ещё в 2014 году, и тогда вызвала международные протесты, недовольство американцев, а представители левых и нацменьшинств выступили с обвинениями в сеянии вражды.

Но в этот раз Нетаниягу точно знал, что президент США и не подумает его остановить. Что, в отличие от Барака Обамы, Дональд Трамп не будет вмешиваться в этот процесс, а его администрация не будет фокусироваться на нем. Сомнительно, что Трампу вообще есть до этого дело. Тем более если Шелдон Адельсон говорит, что это хорошо для евреев. «Новость о том, что Закон о национальном характере вызовет беспорядки в Израиле, является фейком» — так вполне мог бы заявить президент США.

Но даже если бы у нынешних лидеров США и Израиля не было каких-то особых отношений, администрация Трампа все равно одобрила бы этот закон. Он согласуется с ее мировоззрением, с видением того, какие проекты Трамп желал бы продвигать во всем мире.

Трамп, похоже, не только активно общается с авторитарными лидерами вроде Кима, Путина и Дуарте, но и черпает в них вдохновение для продвижения националистических идей. Его эра знаменует собой упадок Западного альянса, основанного на общих моральных ценностях. Теперь популярен подход, выдвигающий на первый план эгоистические принципы: «Мои приоритеты важнее всего», «Каждый за себя»,»Главное — это бизнес».

Это даёт свободу лидерам в таких странах, как Польша, Венгрия и теперь, к сожалению, Израиль — свободу отклоняться от многих норм современной демократии.

Трамп трансформировал так называемый «Цайтгайст», «Дух времени» также и тем, что отвлек внимание всего мира на свое поведение. У тех кругов на Западе, которые возмущались в 2014 году, теперь есть гораздо большая угроза своим ценностям, чем некий закон, принятый в далёком Израиле.

Разумеется, это вдвойне верно для американских евреев, большинство из которых настроены против Трампа. Они гораздо больше заняты вопросами промежуточных выборов, на итоги которых стараются повлиять. Потому Закон о национальном характере государства Израиль не вызывает у них той волны протестов, которая могла бы воздействовать на законодателей.

Таким образом, для Нетаниягу сложилась почти идеальная ситуация. Он может рассчитывать на американского президента, который с ним согласен, на то, что политические деятели заняты внутренними делами, и на то, что общественное мнение слишком занято Трампом.

Что касается противников внутри страны, то премьер понимал, что и левые, и арабские политики будут возмущены. Но это как раз то, на что он рассчитывал. Благодаря этому он может критиковать своих оппонентов за недостаточную поддержку национальной идеи и повышать свой рейтинг в глазах еврейских избирателей.

Единственное, в чем ошибся Нетаниягу — он недооценил степень возможного возмущения друзской общины. В целом консервативно настроенное сообщество, имеющее в своих рядах выдающихся боевых командиров, достигших высоких постов, и отличающееся лояльностью государству, было возмущено до глубины души. Это вылилось в масштабные протесты. И необходимо ещё выяснить, станет ли столь массовый протест основой нового альянса между умеренными евреями и нееврейскими меньшинствами в борьбе за демократию и либеральные ценности.

Однако тем, кто собирается бросить вызов якобы бессрочной гегемонии правого лагеря, следует учитывать, что они столкнутся с ещё более жёстким и суровым ответом. Рядом с Трампом ничто не остановит Нетаниягу, ни сейчас, ни в будущем.

Источник: Детали

Похожие статьи