Среди самых известных людей, которые стояли у истоков современного сионизма и сформировали государство Израиль, были такие выдающиеся деятели, как Йосеф Трумпельдор (Josef Trumpeldor), Элиэзер Бен-Йегуда (Eliezer Ben-Yehuda), Натан Щаранский (Natan Sharansky), Хаим Нахман Бялик (Hayim Nahman Bialik), Хаим Вейцман (Chaim Weizmann), Моше Шарет (Moshe Sharett) и Леви Эшколь (Levi Eshkol). Что общего у всех этих людей — военнослужащих, лингвистов, поэтов, ученых и политиков? Все они являются представителями сообщества, которое сегодня называют «русскими евреями».
Мало кто знает о том, насколько важный и преобразующий вклад внесли русскоязычные евреи в становление современного сионизма и создание еврейского государства. Для многих связь между русским еврейством и государством Израиль появилась лишь в 1990-е годы, когда из России в Израиль эмигрировали около миллиона евреев. Исправить это распространенное заблуждение сегодня пытается международный благотворительный фонд «Генезис» (Genesis Philanthropy Group), который работает над формированием и укреплением чувства еврейской идентичности среди русскоязычных евреев во всем мире.
При поддержке фонда издание «Джерусалем Пост» (The Jerusalem Post) запустило новый сайт под названием «Семьдесят русскоязычных евреев, которые сформировали Израиль» (Seventy Russian-Speaking Jews Who Shaped Israel). Цель создателей сайта — ознакомить как можно больше людей с тем, какую роль сыграло русскоязычное еврейство за всю историю. Авторы проекта подчеркивают колоссальный вклад 70 русскоязычных евреев, которые помогли создать современный Израиль — в том числе художников, представителей интеллигенции, политических и военных лидеров, а также многих из числа сильных мира сего, наследие и влияние которых сегодня по-прежнему ощутимо во всем мире.
«Благотворительный фонд „Генезис" была создан более 10 лет назад с целью укрепления еврейской самоидентификации русскоязычных евреев во всем мире, — говорит Илья Салита, президент и генеральный директор фонда. — Русскоязычные евреи внесли большой вклад в мировое развитие и помогли изменить ход мировой истории к лучшему. Но без общего чувства гордости будущим поколениям трудно приобщиться к своему наследию. Мы стремимся — через этот проект и всю нашу работу — поддерживать и развивать интеллектуальное осознание и эмоциональную связь с тем, что было достигнуто теми, кто был до нас, и вдохновлять следующее поколение лидеров на то, чтобы продолжить их дело».
Семьдесят русскоязычных евреев, которые включены в проект — это срез общества, представители которого жили и работали в таких различных областях, как государственные структуры, оборона и безопасность, сионизм, наука и исследования, бизнес и промышленность, искусство и культура, медицина, технология, спорт, общественная деятельность и многие другие. В каждом списке представлены фотографии и краткие биографии с указанием того вклада, который эти люди внесли в развитие сионизма и становление государства Израиль. Истории их жизней вдохновляют, имеют историческое значение и — во многих случаях — являются легендарными.
Назовем лишь несколько примеров. Яаков Дори (Yaakov Dori), родившийся на Украине в 1899 году. Профессор Семен Лицын, один из изобретателей вездесущего USB-накопителя, флэшки, родившийся в Харькове (ныне Украина) в 1957 году. И Авраам Эвен-Шошан (Avraham Even-Shoshan), автор авторитетного словаря языка иврит, родившийся в Минске в 1906 году. Во всех областях, где были достигнуты успехи в развитии сионистского движения и становления государства Израиль, достойно представлен чрезвычайно важный вклад евреев-выходцев из России.
Салита объясняет, что польза и образовательная ценность проекта наиболее важны для двух групп людей. Это живущие во всех странах мира русскоязычные евреи, которые очень долго в полной мере не осознавали свою историю, и еврейское сообщество, которое сможет в достаточной мере почитать и хранить свою историю только тогда, когда будет знать все подробности. Представители обеих групп могут почерпнуть из проекта нечто уникальное, и Салита надеется, что так и произойдет.
Во-первых, говорит он, поскольку русскоязычные евреи разъехались по всему миру, важно напомнить им об их корнях и о вкладе русскоязычных евреев в развитие сионизма и становление государства Израиль.
«Сейчас это важно как никогда, — говорит он, — поскольку у следующих поколений русскоязычных евреев должны быть все имеющиеся возможности получить помощь, которая со временем позволит им сделать выбор — дальше поддерживать связь с еврейским сообществом и участвовать в деятельности евреев».
Во-вторых, говорит он, еврейское сообщество в более широком смысле — в том числе евреев любого происхождения и во всех странах — необходимо информировать о влиянии русских евреев на протяжении всей истории.
«Все помнят массовую „русскую" алию, и все говорят о стране стартапов и о том, какую роль сыграли русскоязычные евреи в формировании образа Израиля как мирового лидера в области технологий, но этого недостаточно, — говорит Салита. — Мы должны позаботиться о том, чтобы еврейский мир вокруг нас понимал, откуда мы пришли, благодаря чему русскоязычное еврейское сообщество является уникальным, и ту роль, которую мы сыграли в формировании истории евреев и государства Израиль».
Многие годы антисемитизма при власти коммунистов, говорит Салита, как это ни парадоксально, помогли русским евреям сохранить свою идентичность, «потому что если мир вокруг вас не дает тебе забыть, что ты еврей, тогда, видимо, нет более мощной и вечной силы, поддерживающей твою еврейскую идентичность».
Как только русскоязычное еврейское сообщество распространилась по всему миру благодаря репатриации в Израиль и иммиграции в США, Канаду, Германию и другие страны. В условиях прекращения государственного антисемитизма и отсутствия значительного давления извне евреи сделали «значительный шаг к ассимиляции». «Нужно было что-то делать», — говорит Салита.
С этой целью, объясняет он, фонд «Генезис» намерен создавать и поддерживать различные учреждения, программы и проекты по привлечению русскоязычных еврейских сообществ всего мира, среди которых — образовательный проект «Таглит» (Taglit) для людей, имеющих еврейские корни, еврейская молодежная организация «Гилель» (Hillel), общественная организация «Мойше Хаус» (Moishe House), международная еврейская образовательная организация «Лиммуд» (Limmud FSU), проект «Пижамная библиотечка» (PJ Library), израильский национальный Мемориал памяти жертв Холокоста и героизма «Яд ва-Шем» (Yad Vashem), а также ряд крупных университетов по всему миру. Целью фонда является поддержка каждой из этих организаций — его основатели стремятся помочь им понять, как можно более эффективно и целенаправленно работать с русскоязычными евреями во всем мире, как можно добиться успеха с помощью этого чрезвычайно важного сообщества.
Одна из главных задач благотворительного фонда «Генезис» — помочь русскоязычным евреям интегрироваться в сообщество стран, в которых они сегодня живут. Салита говорит, что североамериканские еврейские сообщества на протяжении многих лет оказывали русскоязычным евреям колоссальную помощь и проявляли большое гостеприимство. Но для того, чтобы эти сообщества продолжали расти и процветать, необходимо взаимопонимание обеих сторон. «Если еврейские сообщества во всем мире не осознают перспективы русскоязычных евреев и их вклад, то без полного взаимопонимания и признания их роли формирование и развитие отношений невозможны. Поэтому мы должны поощрять и поддерживать понимание роли русскоязычных евреев, и именно это мы и намерены делать в рамках этого проекта».
Поэтому сайт «Семьдесят русскоязычных евреев, которые сформировали Израиль» является важным инструментом для достижения лучшего понимания между русским еврейством и еврейским миром в целом. Исследования показали, что в русскоязычном еврейском сообществе существует очень тесная связь между поколениями бабушек-дедушек и внуков, а также сильная любовь к государству Израиль. «Эта группа может помочь сблизить Израиль и диаспоры», — говорит Салита.
«В 70-летнюю годовщину основания государства Израиль, когда мы смотрим в еще более яркое и процветающее будущее, крайне важно продемонстрировать вклад в это русскоязычных евреев — как ради них самих, так и ради еврейского сообщества в целом. Без знания прошлого идти вперед вместе как единый народ трудно».
Источник: ИноСМИ