Израильский министр иммиграции и интеграции Йоав Галант недавно обрушился на Францию с обвинениями из-за роста числа случаев антисемитизма и призвал французских евреев покинуть страну и эмигрировать в Израиль из соображений безопасности.
Такое важное заявление со стороны официального лица в израильском правительстве на пике волны антисемитизма в Европе вызывает тревогу. Всего несколько лет назад мне, как и многим другим, казалось, что антисемитизм в прошлом и что открытые современные общества больше не потерпят экстремистских взглядов. Однако инциденты, произошедшие за последнее время в Европе, на Украине и в Соединенных Штатах заставляют задуматься, не рано ли антисемитизм отправили на свалку истории.
В прошлом году в Дрогобыче, на западе Украины, вновь открылась хоральная синагога. Мой отец Феликс и я помогали в ее восстановлении. Эта синагога середины XIX века была крупнейшей в Восточной Галиции. Пышной церемонии открытия не предполагалось, но в тот день пришло 5 тысяч человек. Для Дрогобича, в котором проживают 70 тысяч человек, цифра астрономическая. Чтобы лично присутствовать на церемонии открытия, многие семьи приехали издалека.
Но всего спустя несколько недель неопознанные преступники выбили в синагоге окна. Видимо, кого-то огорчил тот факт, что в городе теперь есть действующая еврейская синагога, которую восстановили на деньги российского бизнесмена.
Это всего лишь один из примеров преступлений на почве ненависти, с которыми в последние месяцы сталкиваются украинские евреи. Другую синагогу осквернили во Львове. В Коломые Ивано-Франковской области на мемориальной стене местного еврейского кладбища нарисовали граффити с изображением человека, бросающего звезду Давида в мусорное ведро. В середине февраля изображения свастики появились на плазменных экранах в киевском торговом центре.
Неудивительно, что еврейское сообщество по всему миру в канун нового года было очень встревожено факельным шествием в украинской столице.
Недавние инциденты во Франции, где проживает крупнейшая еврейская община Европы, выявили серьезные проблемы с толерантностью и в развитых, демократических странах. В январе 2015 года во время стрельбы в редакции «Шарли Эбдо» один из террористов напал на продуктовый магазин в Париже, где продаются кошерные продукты, и убил четырех человек. В конце февраля этого года на еврейском кладбище в небольшом городке Кватценхайм во французском Эльзасе осквернили около 80 могил.
Согласно недавнему опросу, 44 процента участников французского движения желтых жилетов верит в мировой сионистский заговор. Неудивительно, что еврейские дети во Франции вынуждены идти в частные школы, чтобы избежать травли, которая распространена в государственных школах страны.
Французский президент Эммануэль Макрон признал, что случаев антисемитизма в стране в 2018 году стало в два раза больше. Число официально подтвержденных инцидентов достигло 541.
Но Франция — ни в коем случае не исключение. В феврале прошлого года депутат от лейбористской партии Британской палаты общин Джоан Райан объявила о своем уходе из партии, которая «заразилась бичом антисемитского расизма». Самое страшное нападение на американских евреев на сегодняшний день произошло в октябре 2018 года в Питтсбурге (штат Пенсильвания), где мужчина открыл стрельбу в синагоге. Погибло 11 человек. По данным американских СМИ, преступник какое-то время открыто выражал свою ненависть к евреям в социальных сетях, но никто не попытался его остановить и не сообщил о нем властям. Согласно опросу, проведенному в этом году во время круглого стола по антисемитизму на Всемирном экономическом форуме, каждый третий живущий в Европе еврей сталкивался с нетерпимостью.
В современном мире, где чрезмерный новостной поток никогда не прекращается, такие сообщения часто оставляют на задворках или скрывают под массивом других новостей. Все эти случаи могут казаться довольно незначительными, пока трагедия касается других и не приходит к нашему порогу.
Наши предки уже совершили грубую ошибку в 1930-х, когда не смогли понять всю серьезность происходящего в Германии после прихода к власти нацистской партии.
Это печальная страница истории моей семьи. До Второй мировой войны евреи составляли большую часть населения Дрогобыча. Во время отступления нацистской Германии было убито более 15 тысяч евреев, многих из них отправили в гетто. Жертвами стало и большинство моих родственников по отцовской линии, в том числе 17 мужчин и женщин, чьи останки бросили в братскую могилу.
В мае этого года в Еврейском музее и центре толерантности откроется новый мемориал, посвященный бойцам еврейского движения сопротивления в концентрационных лагерях и гетто. Он станет символом их бесконечного героизма и местом памяти тех, чьи имена затерялись в братских могилах. Цель мемориала — предотвратить еще один холокост и наступление темных времен, рассказав историю геноцида евреев и сохранив память о нем для будущих поколений.
Да, никто не застрахован от агрессии и насилия. Все мы помним нападение на московскую синагогу на Большой Бронной в 2006 году. Уровень антисемитизма в современной России, конечно, намного ниже, чем в европейских странах и США. Но, согласно некоторым исследованиям, число антисемитских высказываний в российском публичном пространстве сейчас на подъеме, и это серьезно настораживает.
Идеи превосходства (национального и религиозного) набирают популярность. Приобретая новые современные формы (эффектного марша или провокации), они становятся удобными, надежными и высокоэффективными инструментами воздействия на население. От этих течений необходимо мощное противоядие.
Я абсолютно уверен, что поиск новых способов противодействовать антисемитизму можно с успехом продолжить и в Москве. Для этого необходимо привлечь лучших экспертов из ведущих музеев, которые хранят память о трагедиях прошлого и могут увидеть признаки надвигающейся катастрофы.
Серьезно поможет в этом открытое и свободное обсуждение случаев антисемитизма, их причин и способов реакции. Это позволило бы разработать новую политику, которая поможет повысить уровень терпимости в разных странах. Хорошо было бы привлечь к этому проекту крупнейшие музеи мира, чья заявленная миссия — сохранить память о трагических главах человеческого прошлого.
Совместными усилиям мы сможем достичь лучшего будущего, свободного от нетерпимости и грехов прошлых веков.Источник: JTA/ИноСМИ