| Виктор Шапиро
Виктор Шапиро

Слуга народа или раб Божий?

Пока многие мои соплеменники радостно цитируют бородатый анекдот: «А один наш мальчик таки стал», мне вспоминается другой анекдот — про еврея в бане, который стоит перед выбором.

Фейсбук переполнен фотографиями избранного президента Украины с коробкой мацы в руках и обнимающегося с раввинами. Но тут же и рассказы о том, как он с женой носил детей в церковь крестить. Тут же объяснения: жена православная, дети не евреи по Галахе, папа просто помог маме отнести их в церковь и стоял рядышком, не молясь и не крестясь (очевидцы говорят, что, посетив синагогу в Днепре, он там тоже не молился). Ладно, это хорошо, если человек в быту толерантен, находит общий язык с людьми разных вер и взглядов. Тем более что на бытовом уровне в наши дни у большинства людей в голове такая религиозная каша, что наличие четких религиозных взглядов является скорее отклонением от нормы. А норма в наши дни — это когда популярный еврейский казак с дипломом врача выходит на эстраду и поёт: «Поцелую Богородицу в лицо».  


Но человек на высокой публичной, а тем более высшей государственной позиции не имеет право на кашу в голове. Он должен быть умным. А умный человек понимает, что такое религия, знает своё место среди различных конфессий. Отсутствие религиозной культуры — признак слабого интеллекта, потому что недостаток знаний в той или иной сфере, куда приходится погрузиться, умный человек легко и быстро восполнит. В принципе, он может быть и агностиком, и атеистом, если это последовательное мировоззрение и продукт рационалистической традиции 19-20 веков.

Перед Владимиром Зеленским стоит много трудных вопросов и вызовов, нужно будет делать ответственный выбор тех или иных шагов в сфере внутренней и внешней политики страны, за которую он теперь отвечает. Молодой президент обладает большим кредитом доверия и каким-то сроком (минимум — традиционные 100 дней), чтобы сформировалось мнение о его соответствии занимаемой должности. Но один очевидный, определяющий многое, выбор ему придётся сделать в первое же мгновение своих президентских полномочий. По сложившейся традиции, вступающий в должность глава Украины произносит присягу на конституции страны и на «Пересопницком Евангелии» — рукописном памятнике искусства XVI века, считающемся первым переводом этой части Нового завета на украинский язык. Манускрипт богато орнаментирован, украшен высокохудожественными многоцветными заставками и миниатюрами, по богатству оформления не имеет равных среди древнерусских рукописей. И вот вопрос: будет ли присутствовать эта реликвия на инаугурации Зеленского? Если да, то в каком качестве? Как национальная культурная ценность или как атрибут сакральности наделения властью? Во втором случае в сакральность надо верить, но ведь не все верят в сакральность Евангелия. Первый вопрос, который будет стоять перед вступающим в должность избранником украинского народа: «Яко вiруеши?». И возможны три варианта. Либо заявить о приверженности вере отцов и произнести присягу в присутствии раввинов при свитке Торы, добавив в заключение текста клятвы «бли недер» («без обещания» — традиционная формулировка религиозного еврея, берущего на себя некие обязательства). Я уж не буду углубляться в огромные проблемы, с которыми столкнётся служба протокола президента-иудея, но, в конце концов, найдётся раввин, который «ради спасения жизней» разрешит пользоваться техникой и электроникой в Шабат, а ради «мира во всем мире» кушать морепродукты во время визитов в страны Юго-Восточной Азии. Можно, конечно, креститься, продемонстрировав таким образом, полное единение с большинством народа. Но при этом трудно будет отвязаться от постоянного упоминания пословицы о «коне леченом и воре прощеном». И как быть с назойливыми раввинами, которые отсидят шиву по «вышедшему из еврейства», но, исполняя мицву «видеть царя», все равно будут зазывать главу государства в свои синагоги, чтобы всучить мацу? Как обращаться к евреям в обязательных поздравлениях по случаю их праздников? «Дорогие бывшие соплеменники и единоверцы»? И, наконец, третий вариант — президент объявляет себя атеистом, агностиком. А возле исторического Евангелия пусть покрасуются его крещеные дети. Этот вариант тоже имеет свои минусы, похвально все-таки принадлежать к какой-нибудь традиционной общине со сложившимися веками моральными и нравственными канонами. Например, в Германии, к человеку, декларирующему принадлежность к одной из традиционных конфессий (лютеранство, кальвинизм, католицизм, ислам, иудаизм), относятся с уважением хотя бы потому, что он не жадничает и платит государственный «церковный налог» на содержание религиозных организаций. Однако я не припомню, чтобы в Германии религиозная обрядность или атрибутика как-то присутствовала в процедурах государственной власти.

Как еврей, имеющий право на украинское гражданство, я позволил бы себе посоветовать новому президенту многонациональной и многоконфессиональной Украины именно такой шаг. И не только ему одному. В конце концов, быть слугой народа и рабом божьим — это две большие разницы.

Похожие статьи