Ни один здравомыслящий еврей в мире никогда не подумает, что еврейский народ мало уроков вынес из событий Холокоста. Но сейчас, спустя 74 года после того, как газовые камеры остановились, я считаю, что на самом деле так оно и есть. Большинство евреев, по крайней мере за пределами Израиля, не только не извлекли из тех событий нужных уроков, но зачастую извлекли уроки неверные.
Неусвоенный урок №1: Люди в большинстве своем не являются изначально добрыми и гуманными
На всем протяжении человеческой истории вера в то, что люди от природы добры, представляла собой образец прекраснодушной наивности. Сохранять же веру в это после Холокоста, а также после преступлений тоталитарных режимов в Китае, Северной Корее, Камбодже, СССР, после массовых убийств мирного населения в Руанде, Конго, Тибете и в других местах — это не просто наивно, это опасно, глупо и непростительно.
Несмотря на это, большинство американских евреев (за израильтян я говорить не могу) считают, что люди в большинстве своем добры. Этот тезис требует разъяснения. Принимая во внимание глобальную распространенность таких явлений, как рабство, человеческие жертвоприношения, кровавый спорт (например, в Древнем Риме), бессмысленные войны, сопровождавшиеся многочисленными жертвами, почти повсеместную коррупцию, почему кто-то должен верить, что человеческая натура изначально добра?
Один из ответов на этот вопрос состоит в том, что секулярным, отошедшим от религии людям необходимо во что-то верить. Если вы не верите в Бога, вам остается верить в гуманизм, в человечество. Иначе жизнь покажется вам слишком унылой.
Второй ответ: поскольку большинство людей в Западном мире отказались от Библии как источника мудрости, они начинают верить во все более и более глупые вещи. Между тем религиозные евреи и христиане с детства знают, что человек по природе своей как раз не является добрым. Все они знают приводимую в Библии оценку, которую Бог дал человеческой природе: «И сказал Господь в сердце Своём: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Бытие 8:21).
Третью причину, по которой евреи верят в изначальную доброту человека, можно найти, например, в «Дневнике Анны Франк»: «Несмотря на все, я все еще верю, что человек в глубине своего сердца добр». (Интересно, продолжала ли она верить в это, когда оказалась в концлагере?)
Неусвоенный урок №2: Единственный способ предотвратить зло — это сделать людей хорошими
Убеждение, что люди в своей основе хороши, влечет множество разрушительных последствий. Во-первых, ни школа, ни родители не стремятся сделать подконтрольных им детей хорошими людьми. Зачем? Люди же и так по природе своей хорошие. А если мы все рождены хорошими, то и нет нужды влиять в соответствующем направлении на формирование характера.
Вместо этого родители стремятся лишь к тому, чтобы любить своих детей. Считается, что для того, чтобы стать хорошими взрослыми, детям нужна только любовь. Однако слепая любовь часто приводит к тому, что из милых детей-ангелочков вырастают настоящие варвары. Большинство детей в процессе воспитания нуждаются в строгих моральных принципах и в воспитании характера, чтобы стать в итоге хорошими людьми. Современное воспитание строится таким образом, что дети получают мало подобных уроков. Родители больше озабочены школьными оценками своих детей, а не их характером.
Задача любого общества — и Холокост сделал этот тезис очевидным — состоит в том, чтобы воспитать хороших людей. Стоит задуматься, как Америка будет их воспитывать после крушения традиционных иудео-христианских ценностей. В этом плане между религиозным и светским образованием существует огромная разница. Когда я учился в ешиве, мне говорили, что главная проблема в жизни Денниса Прагера — это сам Деннис Прагер, его испорченная натура. И с собственной испорченной натурой мне пришлось бороться всю жизнь. А в современных американских нерелигиозных школах детей учат, что главная проблема — это американское общество, где широко распространены социальное неравенство, расизм, сексизм, патриархальное господство отцов в семьях, гомофобия, ксенофобия и т.д. Какой подход приведет к формированию лучших людей: тот, который учит сражаться с собственной натурой, или тот, который учит бороться с обществом?
Неусвоенный урок №3: Люди (очень часто необоснованно) считают себя жертвами зла
Одна из главных причин, по которой немцы развязали мировую войну и устроили геноцид евреев, заключается в том, что нацисты активно убеждали их в том, что они являются жертвами. Жертвами несправедливой капитуляции Германии после Первой мировой войны, жертвами Версальского мирного договора, жертвами предательства, совершенного евреями. Никакой другой стимул не заставляет людей столь активно и убежденно совершать зло, как вера в то, что сами они являются жертвами. Если бы американские евреи поняли это, возможно, они более критически отнеслись бы к комплексу жертвы, который активно воспитывается у разнообразных меньшинств (к которым сами евреи, по сложившейся в США традиции, не относятся). Подобное «воспитание» может привести лишь ко злу.
Неусвоенный урок №4: Падение авторитета христианства должно испугать евреев
Символом нацизма была свастика, а не крест. Если бы нацизм был христианским движением, он, несомненно, сделал бы крест одним из своих главных символов. Утверждение, что Холокост был порождением христианства, представляет собой обвинение, выдвинутое евреями, обиженными за 2000 лет христианского антисемитизма в Европе. Эти чувства можно понять. Более того: слишком много христиан поддерживали нацистов и слишком мало христиан были противниками нацизма. Тем не менее нацизм не был христианским движением. Напротив, он был движением антихристианским.
Истина состоит в следующем:
А) Почти 2000 лет европейского христианского антисемитизма (включая Мартина Лютера и Реформацию) сделали евреев изгоями — и тем самым в немалой степени заложили основу для принятия пропагандируемой нацистами ненависти к ним.
Б) Однако ни христианская теология, ни одна христианская институция никогда не призывали к уничтожению евреев. Для этого потребовалась массовая секуляризация, разрушившая основы христианской морали. За сто лет до прихода Гитлера к власти это предсказал великий немецкий поэт Генрих Гейне, еврей, перешедший в лютеранство (он сделал это, по его собственным словам, исключительно для того, чтобы добиться успеха в христианском обществе).
«Христианство, — пишет Гейне, — и это его величайшая заслуга! — несколько смягчило жестокую любовь Германии к войне, но не смогло полностью ее уничтожить. Если крест, этот символ смирения, будет разбит, бешеное безумие древних скандинавских воинов вспыхнет с новой силой. Этот символ (крест) хрупок, и придет день, когда он будет сломан. После этого… в Германии будет разыграна пьеса, в сравнении с которой Французская революция покажется лишь безобидной идиллией».
Крах христианства должен напугать каждого порядочного человека. В Европе за этим крахом последовали фашизм, коммунизм и нацизм, а затем бездушный, лишенный морали секуляризм. Интересно, что будет в Америке?
США были основаны твердо верящими в Библию христианами и нехристианами, которые почитали Ветхий Завет (Танах) и ценили вклад евреев в мировую цивилизацию. Так начался роман между евреями и Америкой. Когда после Второй мировой войны среди американских евреев распространились левые взгляды, распространился и презрительный взгляд левых на Америку. Распространилось стремление секуляризовать наиболее религиозную из всех развитых стран Запада. Усиление антисемитизма в американских университетских городках, юдофобия и ненависть к Израилю в Демократической партии — все это следствия падения авторитета христианства. Казалось бы, евреи должны быть обеспокоены этим. На деле же все обстоит совсем не так.
Неусвоенный урок №5: Секулярное образование оказалось бесполезным в плане воспитания морали
Возможно, главным ложным богом в иерархии ценностей американских евреев является секулярное образование. По крайней мере для большинства евреев США предметом особой гордости является возможность сказать, что их чадо учится в престижном колледже.
Однако образование, из которого исключены Бог и Библия, приводит к формированию интеллектуально неразвитых и морально развращенных людей. Отсутствие какой-либо связи между высшим образованием и личной порядочностью хорошо прослеживалось уже в нацистской Германии. Так, Питер Меркл, исследователь из Университета Калифорнии в Санта-Барбаре, исследовал биографии 581 нациста и пришел к выводу, что немцы с высшим образованием в большей степени были подвержены антисемитизму, чем те, у кого его не было.
Неусвоенный урок №6: Опасайтесь левых
Большинство евреев сделали после Холокоста такой вывод: нацизм — это правая идеология. Поэтому евреи должны сторониться правых. На самом деле расизм не всегда является признаком правой идеологии (само слово «нацизм», как известно, расшифровывается как «национал-социализм»).
Столь глубокое желание евреев винить во всем правых, привело к тому, что большинство из них ненавидят самого произраильского и проеврейского президента в истории США со времен Гарри Трумэна. Правых они ненавидят сильнее, чем антисемитов и противников Израиля. Эта тенденция настолько сильна, что левые раввины, писатели и еврейские активисты не устают называть сторонников Трампа «нацистами» и «фашистами» и утверждать, что современные США все более походят на Германию 30-х годов. Мало того, что это ложь, она еще ведет к преуменьшению масштабов настоящего нацизма.
Достаточно таких примеров, как Джереми Корбин, лидер Лейбористской партии Великобритании, Ильхан Омар, член Конгресса США, или профессора в кампусах престижных университетов. Ясно, что почти весь антисемитизм на современном Западе — порождение левых. Однако евреи продолжают относиться к правым с прежним недоверием.
И еще одно: евреи должны нести в мир свет Торы и ее заповедей, не отказываясь от своего наследия. Только тогда в мире больше не будет нового Холокоста.The Jerusalem Post
Перевод с английского Ильи Амигуда