| Фуад Хаимов
Фуад Хаимов

Борьба народа с религией

Триггером к этой заметке стало интересное наблюдение: новости о внешних врагах Израиля уступили сообщениям о конфликте религиозных евреев со светскими.

Конечно, стоило перед написанием статьи определиться, чью сторону поддержать. Но мне сделать это трудно, так как я не могу назвать себя религиозным, но язык не поворачивается назвать себя и светским, а тем более атеистом. Да, я не соблюдаю кашрут, люблю посмотреть телевизор в субботу, да и от любимого чизбургера отказаться не могу. Но я также люблю еврейские праздники, с удовольствием пою субботние песни и могу с уверенностью сказать, что являюсь рекордсменом по затягиванию слова "Эхад" в молитве "Шма Исраэль".
 
Поэтому буду, условно стоя посередине спора, определяться в процессе написания статьи. А писать есть о чем. Первое что бросилось в глаза сразу после Нового года (нееврейского) — это заявление главного сефардского раввина Израиля Ицхака Йосефа, что большинство новых репатриантов из бывших республик СССР — гои. И их привезли, чтоб уменьшить влияние религиозных политических партий. Также было добавлено, что многие из них коммунисты, а некоторые даже ходят в церковь. Что подчеркивает, что они не евреи.
  
Это резкое высказывание породило бурю, но все ли неправильно сказал уважаемый рав? Есть некоторая правда в его словах. Ведь многие репатрианты не ради большой любви к исторической родине переезжают в Израиль, а для того, чтоб улучшить свою жизнь и наконец получить даркон. И винить их в этом не может даже главный сефардский раввин Израиля. Но новые репатрианты, переезжая на новое место жительства, не принимают те правила , которые установлены в Израиле еще с начала независимости, а, наоборот, начинают менять правила под себя. Что, надо подчеркнуть, не всегда плохо. Но когда дело доходит до религии, то начинаются противодействия. Ведь желая добиться хотя бы работы магазинов по субботам, они нарушают статус-кво, который был принят практически с начала независимости. Тогда в Израиле как-то смогли договориться об отношениях религии и государства. И что самое интересное, статус-кво был принят, при социал-демократическом правительстве Давида Бен-Гуриона, который не питал большой симпатии к религии. 

Так почему Бен-Гурион не создал полностью светское государство и не решил все споры в самом начале? Ответ прост. Он просто не мог этого сделать, так как новое государство сразу же теряло свою легитимность. Сама идея создания еврейского государства взята в первую очередь из Танаха. Именно там описано, какую именно землю Б-г обещал народу Израиля, какие границы должны быть у этого государства, а также кто именно отстроил его столицу и что являлось центром этой столицы. 

И вся эта не светская история объединяла столь разный народ, где нерелигиозный светловолосый ашкеназ из Германии являлся таким же евреем, как и смуглый черноволосый религиозный выходец из Йемена. 

Так что первый премьер-министр не мог отделить религию от государства, поскольку само его существование во многом базировалось на Торе. Надо еще подчеркнуть, что и язык еврейского ишува был заново восстановлен по религиозным источникам, включая Танах. 

И как мы понимаем даже через 70 лет существования Израиля, в основной идее сионизма мало что поменялось. И даже если когда-нибудь в будущем к власти в Израиле придет полностью светское и антирелигиозное правительство, то отделить религию от государства не получится и у него. 

Поэтому религиозные и светские евреи должны опять договариваться. Каждый должен чем-то пожертвовать во благо своего единственного дома. Ведь только врагам Израиля все равно, соблюдаете вы шаббат или нет, носите ли вы цицит или предпочитаете короткие юбки. Им наплевать на вашу политическую позицию , а тем более на ориентацию. А на то, какой вы еврей, галахический или по дедушке — тем более. Для них мы все евреи.
Похожие статьи