Эпидемия и в Африке эпидемия. И в Израиле, как и везде, это пиар с запретом пополам. При этом одновременно всё совсем по-другому.
Более лёгкой добычи, чем еврейское государство, для коронавируса, казалось бы, нет. Ежегодно 5 млн туристов. И 16 млн (почти по два на брата) выездов в дешёвую заграницу. Крошечная (четверть Кубани) территория с высокой плотностью населения. Привычка не сидеть дома, а собираться скопом, чему благоприятствуют климат и традиции.
Премьер на страже
В междугородних автобусах запрещено ехать стоя. В городских – первые ряды сидений свободны, чтобы не заразить водителя. В госструктурах охрана в перчатках и не ведёт сплошной досмотр вещей, чтобы не создавать очередей. Банки просят клиентов не приходить, благо всё можно сделать онлайн. В этом же режиме на 35% выросли покупки продуктов в магазинах. Запрещены массовые мероприятия, включая манёвры с американцами. Служба тыла, готовая и без того к бактериологическим атакам, провела учения. Просчитаны все варианты и меры. Даже совсем невозможные. При 40 тыс. заболевших, например, на карантине окажутся все, кому больше 60. Армия полностью блокировала Вифлеем, где обнаружен очаг. Паломников просят не ехать. В храмы не попадёшь. Мы одни из лучших в мире и лучшие на Западе, скромно и с хитрецой оценивает свои усилия премьер Нетаньяху. Для Запада остальной мир имеет мало значения. Вирус пришёлся весьма кстати. Премьер может продемонстрировать свою эффективность. Что особенно важно после выборов в парламент, где у него нет большинства и конкуренты стараются протолкнуть закон с запретом подследственному Нетаньяху формировать правительство. Его волокут в суд, куда он, по замечанию сатирического журнала, готов явиться только после завершения апокалипсиса. Тем временем Нетаньяху провёл серию совещаний, принял план «пяти шагов». Использование ВВС для доставки лекарств и медсырья, кредиты и помощь проседающим бизнесам. Решено продлить школьные каникулы (они тут весной), а учеников вывести на дезинфекцию хлором объектов общественного транспорта.
Карантин или тюрьма
Любой гражданин Израиля совершенно прозрачен. На каждого полное досье, где есть даже то, чего сам ты не помнишь. Плюс камеры с распознаванием лиц, спутники и всякие секретные штучки для борьбы с террором. Интимности никакой. Но и масса удобств. Любой документ можно восстановить не выходя из дома. В случае аварии врачи мгновенно получат все данные о твоём здоровье. Кстати пришлось око большого брата и к эпидемии. Каждого заболевшего отслеживают после прилёта по минутам. Где ехал, ел, заправлялся, голосовал. Лишь в одном случае вирусологическое расследование не определило источник заражения. Возникает вопрос: почему при эффективности точечных зачисток перешли к тотальной изоляции «возвращенцев»? Ответ прост: на каждого заболевшего приходится тысяча или две карантинщиков. С января за границей находятся 117 тыс. израильтян. Проще изолировать по прибытии их, чем потом всех возможных контактёров. А неизбежность карантина многих удержит от возвращения. В первую очередь наших репатриантов, часто живущих на два дома. Ещё вопрос: как отловить и отправить на карантин? В основном отправляются на него сознательно. И блюдут. «Подозреваемый» сидит в отдельной комнате, в ванну выходит в маске и перчатках, после чего она дезинфицируется. Под дверь ставят еду, обёрнутую в целлофан. А отследить тебя могут с помощью той же системы, что и заболевших. Для этого созданы специальные отделы в полиции и медучреждениях. Но, право, лучше сидеть на карантине, чем в тюрьме. За невыполнение законных распоряжений – четыре года тюрьмы. За злостное уклонение от карантина – семь. За нарушение его по неосторожности – три. По опросам, каждые три из четырёх израильтян будут сообщать о нарушителях карантина. По жизни – практически все.
К апокалипсису готовы!
Рядом с опасностью здесь живут постоянно. К правильным реакциям на неё учат с детсада: проводят тренировки ракетной тревоги. Плюс прогон всех через армию воспитывает удивительную самоорганизацию. Закономерно, что вирусной паники нет, как ни стараются иные журналисты её отыскать. Закупка продуктов увеличилась на 20%, что в ожидании самоизоляции естественно. Но дефицита нет. Наоборот, полки суперов переполнены. То ли сами сети додумались демонстрировать изобилие, то ли получили команду. Забиты кафе и рестораны. Много анекдотов. «Первая жертва коронавируса: жена удавила мужа на пятый день совместного карантина».
Публикуется полная информация, в том числе и на русском, о каждом заболевшем, мерах профилактики, действиях властей. Посеять панику невозможно. Хотя забавные спекуляции есть. Единственный тяжёлый больной оказался любителем кальяна (это к вопросу о досье). Борцы с курением тут же воспользовались этим фактом в своих целях. Один раввин пообещал, что в Израиль вирус не попадёт. После попадания – обвинил геев с их парадами гордости. Трое его коллег поступили конструктивнее: с молитвой пролетели на вертолёте вдоль границы. Традиционные молитвы во всех синагогах мира будут дополнены словами о победе над вирусом. В ней никто не сомневается. Но никто не может назвать сроки. Вряд ли к апрельским иудейским и христианским праздникам. Массовые мероприятия к более позднему Дню независимости Израиля отменены. Нет сомнения и в том, что после очередной опасной прививки общество будет ещё лучше готово к преодолению любого рукотворного апокалипсиса. Впрочем, иудаизм разрешает перехитрить и Бога. Если сможешь.