В Израиле неожиданно обострилась ситуация с заболеваемостью коронавирусом. В стране вновь ежедневно регистрируются сотни случаев заражения. Такая ситуация выглядит особенно тревожно, учитывая, что именно Израиль многие ставили в пример как страну, лучше других справившуюся с пандемией. В итоге власти срочно решают, как теперь быть. К этому опыту стоило бы присмотреться и России.
А ведь как хорошо всё начиналось! Кипр и Греция заявили, что готовы пускать к себе израильтян. Сейшельские Острова и вовсе решили открыть границы только для граждан Израиля, пообещав просубсидировать для них авиаперелёты. Но прошла всего пара недель, и ситуация повернулась на 180 градусов. Греция, Кипр, Черногория, Грузия снова отгородились от Израиля вглухую. А на Украине для израильтян по приезде обязателен двухнедельный карантин.
Рано радовались
В мае в Израиле ежедневно выявляли 15 новых случаев в сутки. Сейчас – под 500, что в 2 раза больше, чем даже на апрельском пике. Тем временем информационно-аналитический центр при армейской разведке предрекает: будут тысячи заболевших и сотни умерших, если ничего не предпринять. А общее число заразившихся может вырасти до 125 тыс. при нынешних 20 с небольшим. Такого коварства от вируса израильтяне не ждали. Не иначе он обиделся на преждевременный триумф.
Ранее премьер Биньямин Нетаньяху предложил использовать «стратегию аккордеона». Нет роста заражений – растягиваем меха, то есть сокращаем ограничительные меры, открываемся активно. Пошёл рост – сдвигаем, вновь вводим запреты. Но всё пошло не так. Истомлённые изоляцией люди ринулись на пляжи, в парки, рестораны и магазины. Какая тут может быть социальная дистанция?
Теперь многие признают – мол, напрасно открыли образовательные учреждения. Когда в классе больше 30 учеников, трудно соблюсти требования профилактики. В итоге под 300 школ и детсадов снова не работают. Закрытие происходит автоматически после первого же выявленного случая заражения. Теперь родители каждый день должны выдавать ребёнку справку о здоровье, хотя, учитывая, что у детей коронавирус проявляется бессимптомно, толку от такого решения не много. Только образовалась лишняя бюрократия. Одну ученицу не допустили к занятиям без справки, она вызвала старшего брата и тот спустил директора школы с лестницы.
Народ раздражён непонятными и часто противоречивыми ограничениями. Несколько раз власти откладывали пуск поездов – мол, пока опасно собирать много людей в вагоны. Однако из-за этого возник ещё больший риск заражения в переполненных автобусах.
Самоспасание
Что делать в такой ситуации? Снова объявлять карантин? Но он больше невозможен. Ни по экономическим, ни по политическим, ни даже только по психологическим причинам. Разве что локальный, в очагах заражения. Это признаёт даже самый заинтересованный в введении карантина министр здравоохранения Йоэль Эдельштейн.
По существу, ничего другого как «держать и не пущать» власть предложить не может. Но и тут возникают проблемы. Против вторичного использования антитеррористической системы для тотальной слежки за инфицированными гражданами взбунтовался руководитель контрразведки. Мол, хватит нас загружать, привлекайте гражданскую фирму. Но при этом велик риск утечки персональных данных.
В итоге премьер обвинил во всём самих граждан. Дескать, расслабились раньше времени, вот и получили повторный удар! После чего власти стали закручивать гайки. Штраф за отсутствие масок увеличился с 200 до 500 шекелей. В магазине кассирша хватает всех за руку: «Стойте, я вам температуру проверю!» Бизнес предупредили: при первом же невыполнении обязательных мер безопасности магазин сразу будет закрыт.
Наглухо задраены границы. Пока что до августа. Въезд в страну разрешён только гражданам Израиля. Но всё равно не обходится без скандалов. Один хитрец из Америки попросился повидать брата, служащего в израильской армии. Ему разрешили: солдата проведать – святое дело. Но он прямо из аэропорта рванул не к брату, а к любимой девушке. Его изобличили и тем же бортом отправили домой.
Ещё один скандал вызвал миллиардер, прилетевший на своём самолёте с Кипра в Израиль на вечеринку и беспрепятственно улетевший обратно. Чиновника минздрава, допустившего «упрощённый карантин», в итоге наказали. Но он после этого отыгрался на депутатах парламента, не надевших масок на заседание, где его заслушивали.
В бессрочной изоляции находятся спортсмены, что оправданно, если вспомнить заражение ростовских футболистов. Правда, и здесь нашлась пара нарушителей. Каждый в результате заплатил штраф в эквиваленте по 8 тыс. евро. С богатых и знаменитых спрос строже.
Свет в начале тоннеля
Сейчас израильские власти решают две взаимоисключающие задачи – не вызвать панику и не расплодить коронаскептиков. Рост заболевших чудовищный, однако его списывают на возросшую интенсивность тестирования. Хотя ежедневное количество тестов не достигло и половины от планировавшихся 30 тысяч. А точность их оставляет желать лучшего.
Рост заболеваемости идёт очагово, за счёт ранее не обследованных групп: нелегальных мигрантов, бедуинов, тех же школяров. Число тяжёлых больных пока резко не растёт. Хотя некоторые медики предупреждают: мол, вы подождите две-три недели, пока волна докатится до групп риска. Вон в доме престарелых опять полыхнуло – 19 больных.
Вновь, как и в начале пандемии, разнятся оценки ситуации и прогнозы на будущее. Мнения специалистов смешиваются с мнениями из Сети. Вирус, который тщательно изучали, по-прежнему остаётся до конца не понятным. Несмотря на то, что несколько месяцев страна жила едва ли не в состоянии «полной боевой готовности», оказалось, что согласованности между ведомствами добиться всё же не удалось: были случаи, когда минздрав получал информацию от других госструктур через СМИ.
Из множества звучащих в Израиле прогнозов хочется поделиться одним. Профессор Иеуда Кармели считает, что эпидемия коронавируса пойдёт по типу знаменитой «испанки»: им в итоге переболеет 80% населения. Да, вакцина массово может появиться уже к следующей зиме. Но для пожилых и людей с пониженным иммунитетом она окажется бесполезной. Эффект возможен лишь от замедления темпов заражения – например, если массово привить детей. Не появится и лекарства-панацеи – медикаментозно удастся лишь облегчать течение болезни. Для людей до 50 лет смертность составит 2 случая на 10–50 тыс. человек. Это меньше, чем при гриппе и других болезнях. В старших возрастных группах смертность составит 7–15% от числа заболевших. В Израиле умрут около 8 тыс. человек, в мире в целом – много миллионов. И это только при том условии, что не разрушится система здравоохранения. В противном случае жертв окажется гораздо больше. При этом к ним надо будет приплюсовать пациентов с другими диагнозами, погибших из-за невозможности получения своевременной медицинской помощи.
Что же остаётся делать в такой ситуации? Совет профессора прост: главное – постараться не заболеть. Риск подхватить заразу с поверхностей невелик. А вот от живого носителя вируса защитит маска.