Такое положение дел стало возможным после зашкаливающих показателей заболеваемости в стране. В марте вся планета хвалила Израиль за быстро принятые меры против нового вируса, приведшие в дальнейшем к снижению заболеваемости и смертности. Сегодня же ежедневная статистика пополняется более чем 1000 новых зараженных. Так что теперь на Израиль смотрят и учатся, как не следует бороться с вирусом.
Израильтянам запретили въезд в Бразилию, государства Европейского Союза, Россию и Соединенные Штаты. Германия включила страну в список «государств риска». Это автоматически означает, что любой приехавший в Германию из Израиля должен провести 14 дней в карантине.
Ранее на этой неделе газета «Вашингтон пост» опубликовала статью главы своего иерусалимского бюро Стива Хендрикса, в которой он заявил, что «израильтяне требуют от своего правительства ответа: как оно могло довести страну до такого плохого состояния после того, как все стало так хорошо».
«Эксперты в области здравоохранения и политики, отдавая должное правительству за сдерживание распространения вируса весной, приводят массу примеров плохой работы в летний период», — пояснил Хендрикс. Позже он процитировал лидера оппозиции Яира Лапида, который сказал на прошлой неделе: «Мы единственная страна в мире, которая подготовлена ко второй волне хуже, чем к первой».
За несколько дней до этого репортер ближневостояного отделения Sky News под грифом «Коронавирус: Британия остерегается — Израиль переживает последствия попыток вернуться к нормальной жизни» рассказывал, что всего за один месяц с момента разрешения вернуться в бары, рестораны, пляжи и магазины израильтяне уже успели нарушить кучу правил:
«Дым вируса рассеивался, человеческая природа начинала давать о себе знать, — писал Марк Стоун. — Маски чаще всего находились в районе подбородка, а не на лице. Два метра быстро превратились в один, затем в половину. И когда погода стала жарче, пляжи стали еще более многолюдными. В начале этой недели в Израиле [стране с населением всего 8,6 миллиона человек] зарегистрировали 450 новых случаев заражения. К вечеру четверга было зафиксировано 1000 новых случаев — самое большое количество, которое здесь вообще регистрировали в сутки. Сейчас все хуже, чем в первую волну».
Немецкая Deutsche Tageszeitung писала, как премьер-министр Биньямин Нетаньяху хвастался, что мировые лидеры звонили в Израиль, чтобы узнать, как справиться с кризисом коронавируса, но «теперь Израиль остался далеко позади». Газета назвала ситуацию в Израиле «тяжелой».
Французская газета «Фигаро» писала, что Израиль был «образцовым учеником» в марте, но с момента снятия ограничений положение в стране «превратилось в катастрофическое».
Джоанна Ландау, генеральный директор некоммерческой организации «Vibe Israel», которая старается укрепить связь между диаспорой и Израилем, провела исследование, которое показало, что имидж еврейского государства заметно улучшился в глазах остального мира во время первой волны пандемии. «Обидно, что израильский подход к кризису потерпел фиаско — после того, как все было очень обнадеживающе».
Исследование компании сфокусировано на имидже в четырех конкретных областях: хотят ли люди посещать страну (туризм), хотят ли люди работать или жить в стране, хотят ли люди учиться здесь и хотят ли приобретать товары местного производства.
Компания взяла в работу 140 стран. У Израиля был положительный имидж, особенно по сравнению с Италией и США.
Ландау считает, что три фактора способствовали формированию такого позитивного имиджа: быстрое реагирование, серьезный карантин и участие в гонке за разработку вакцины.
Однако в связи с изменением ситуации в июне и июле и с недавним неконтролируемым ростом количества больных Ландау считает, что «если бы исследование было провели сейчас, все было бы хуже».
В мае ограничения сняли полностью, и израильтян попросили сделать три вещи: носить маски, соблюдать дистанцию и правила гигиены. Их неспособность сделать это и запоздалая реакция правительства привели к тому, что число ежедневных случаев заражения превысило 1000 человек.
По словам Ландау, Израиль страдает от последствий этих решений как с точки зрения растущего числа тяжелых пациентов, так и с точки зрения собственного имиджа в глазах жителей остальных стран.
Ландау считает, что у Израиля есть шанс спасти свой имидж. И это зависит от его лидеров: «Если удастся быстро исправить ситуацию, то, безусловно, можно будет сказать, что мы были первой страной, которая очнулась, увидела, что ситуация вышла из-под контроля быстро и справилась с ней. Кто-то должен заботиться об имидже Израиля», — заключила Ландау.
Пресс-служба правительства от комментариев отказалась.
Jerusalem Post, перевод Наталии Кравченко