| Моисей Беккер
Моисей Беккер

Кровь наших шехидов не пролилась напрасно

Кровь наших шехидов не пролилась напрасно

«В результате трагедии 20 января 1990 года пострадали многие жители города Баку. Баку всегда был интернациональным городом, здесь жили представители многих различных народов. А когда стреляют, то не спрашивают о национальности. 20 января 1990 года на улицах Баку погибли русские, лезгины, талыши и представители других национальностей, в том числе и евреи».

Об этом СТМЭГИ сообщил доктор политологии, ведущий научный сотрудник Института права и прав человека НАНА Моисей Беккер.

По его словам, 20 января уходит все дальше и дальше в историю.

«Исходя из тех событий, которые произошли потом, мы можем более объективно судить о том, что тогда на самом деле происходило. Мы знаем, что в тот период по всему Советскому Союзу происходил рост национально-освободительного движения, которое принимало различные формы. В Украине это была партия “Рух”, в Азербайджане — Народный фронт. Все эти события сплетались вместе и в итоге центр (Москва) старался затормозить это национально-освободительное движение, которое стало, в общем-то, следствием крупных экономических и политических событий. Они стали знамением времени. И ничего удивительного нет в том, что Азербайджан стал стремиться к суверенитету. Наш народ стремился к возрождению своей национальной самобытности, национальной жизни на своей собственной земле», — отметил М. Беккер.

Ведущий научный сотрудник Института права и прав человека НАНА сказал, что был знаком со многими из тех, кто принимал активное участие в тех событиях: «Мы знаем, что здесь происходили события, связанные с армянами. Все эти события закончились где-то 15-16 января. Какого-то повода для введения войск в Баку не было. Руководители Народного фронта заблокировали территорию Сальянской казармы и решили, что советская армия не решится войти в город, что побоится после тех событий, которые произошли в Тбилиси в апреле 1989 года. Расчеты оказались не совсем правильными. Дело в том, что заблокировать можно было все: поставить автомобили, подогнать грузовики и т.д. Но дело в том, что кольцо окружения для армии, танков, авиации, бронетранспортеров никакой особой угрозы не представляло. Советская армия тем не менее вошла в город. Если армии дадут приказ, то она пойдет. Никаких моральных факторов для армии не существует. Это военная машина и военная сила.

В результате тех событий пострадали многие жители города Баку. Понятное дело, что 20 января 1990 года на улицах Баку погибли русские, лезгины, талыши и представители других национальностей, в том числе и евреи. Вера Бессантина, которой было 15 лет. Она вышла на балкон и ее расстреляли. Яник Мейерович, которого я неплохо знал. Он ехал в машине, которую раздавил танк. Мой троюродный брат Александр Мархевка, который был врачом. Скольких людей он спас лично. В очередной из приездов получил несколько пуль в спину и в итоге тоже погиб.

Евреи, погибшие в результате трагедии 20 января, похоронены на Аллее Шехидов. И мы каждый год приходим туда и кладем цветы в память тех, кто погиб совершенно безвинно. Они ни в каких акциях не участвовали. Это случайные люди. Был такой Борис Добин — хроникер событий 20 января. Он сейчас живет в Израиле. Он активно снимал и фотографировал. Сохранилось огромное количество документов, которые рассказывают о тех событиях. Мы будем помнить об этом всегда. Можно было обойтись и без крови и всех жертв. Но победа и независимость никогда, к сожалению, бесплатно не даются. Всегда на этом тернистом пути встречаются какие-то препятствия, которые, к сожалению, заканчиваются кровопролитием. Кровь наших шехидов не пролилась напрасно. Она была пролита за независимость и светлое будущее Азербайджана и всего нашего народа. Мы сегодня живем в свободном и независимом процветающем государстве, которое обеспечивает нам защиту и светлое будущее», — заявил М. Беккер.

Похожие статьи