Правительство без харедим

Правительство без харедим

Не так давно член кнессета Зеэв Элькин («Тиква Хадаша») высказал уверенность в том, что сможет привести харедим в «правительство перемен». Этого не произойдет до того, как новое правительство будет приведено к присяге, добавил он, но через несколько недель, когда пыль уляжется, придут и харедим. Элькин был так уверен в себе, что даже попросил свою партию зарезервировать два министерских портфеля для партии, которая присоединится к коалиции позднее.

В этих словах определенно есть смысл. В конце концов, формируемое правительство никак не левое. Оно состоит из Нафтали Беннета, Айелет Шакед, Матана Каханы, Гидеона Саара (который называет себя традиционалистом), Бени Ганца (которого харедим считают подходящим партнером) и «Аводы», с которой, по историческому опыту, ультраортодоксы тоже вполне могут договориться. Но из-за одного человека возможность присоединения харедим к новому правительству кажется маловероятной. Этот человек — Авигдор Либерман.

Лидер НДИ держит ключи от страны. Сейчас в кулуарах его называют «реальным распорядителем этого правительства», поскольку он владеет портфелем министра финансов, финансовым комитетом кнессета и многим другим. Либерман контролирует денежный кран, и есть ряд проблем, с которыми он намерен справиться. В такой ситуации харедим объявляют войну и идут ва-банк.

Харедимные раввины, СМИ и социальные медиа должны кричать: «Гевалт». Раввины опубликовали свои мнения. Политики-харедим, тем временем, не кричали от разочарования, а ясно мыслили и выражали сомнение в успехе правительства.

«Я не боюсь, — с уверенной улыбкой заявил депутат Яаков Ашер («Яадут а-Тора»). — Между ними будет столько стычек, что они даже не доберутся до нас. Если они это сделают, то столкнутся со "Стражем стен". Можно сказать, мы готовимся к нашему собственному "Стражу стен"».

Депутат Яаков Марги (ШАС) тоже не слишком расстроен: «Сейчас произойдет то же, что в 2003-м и 2013-м годах, когда они сформировали правительства и исключили нас. Это были времена трудных решений, но мы вышли из них более сильными. В общем, это правительство похоже на хромую утку. Это продлится год, может быть, чуть больше».

Ашер говорит, что Либерман не представляет опасности для широких масс харедим: «Я не боюсь того, что он сделает. Я думаю, что его партнеры должны бояться. Он заставит их плясать под любую его прихоть, будет управлять этим правительством и прославлять себя в СМИ. Его абсолютный контроль над "краном" вызовет у них проблемы. Он будет учить Беннета и Лапида».

Есть ли какая-то возможность, что харедим все же могут присоединиться к правительству позже? Не факт. «У нас нет такого резервного плана, — говорит Ашер. — Кроме того, мы не верим, что это правительство продержится долго. Это правительство, построенное на эмоциях, на желании отомстить. В него ходят люди, очень далекие друг от друга по мировоззрению».

Союз между Нетаньяху и харедим продолжается уже много лет, но, учитывая новую реальность, некоторые задаются вопросом, не зашел ли он слишком далеко.

«Мы не стремились во всем поддерживать Нетаньяху, — говорит Ашер. — Мы были союзником более мощного партнера, каковым является "Ликуд" во главе с Нетаньяху. Мы чувствуем общую судьбу и благодарны более чем миллиону людей, которые в подавляющем большинстве являются традиционалистами, которые уважают религию, которые не видят в харедим пиявок, паразитов и распространителей болезней».

По словам Марги, «мы готовы присоединиться к оппозиции. Мы знаем, как вести себя там. Было ли ошибкой поддерживать Нетаньяху? Конечно, нет. Это была наша линия, это то, что мы обещали нашим избирателям, мы чуть ли не единственная партия, которая выполняет свои обещания».

Между тем, есть еще одна больная мозоль, о которой никто не говорит, — вопрос о воинской повинности для студентов харедимных ешив. В течение многих лет закон, регулирующий этот вопрос, был выброшен из комитетов, которые представляют его правительству, которое пытается передать его в Верховный суд, который вмешивается и отменяет его. В последние несколько лет независимая группа экспертов разработала законопроект о призыве на военную службу, с которым харедим могут жить.

Законопроект не был принят и стал одной из главных причин, по которой последнее фактическое правительство пало, что привело к первым выборам в четырехлетнем цикле, который растянулся на два с половиной года.

Закон не может быть принят, если харедим входят в коалицию, хотя они были бы счастливы, если бы этот вопрос можно было закрыть. Вполне возможно, что на этот раз, с Айлет Шакед, которая участвовала в разработке различных версий законопроекта, у них есть кто-то, кто сделает за них всю грязную работу. Если это так, то мы могли бы увидеть перемирие в битвах за призыв ультраортодоксов, которые обременяли правительства Израиля в течение десятилетий.

Исраэль а-йом

Похожие статьи