Перед лицом религиозных реформ часть харедим призывает к отделению синагоги от государства

Перед лицом религиозных реформ часть харедим призывает к отделению синагоги от государства
Представители Главного раввината несут сертификат кошерности в иерусалимский ресторан

Новое правительство, предупреждают политики-харедим, «разрушает» еврейский характер государства. Некоторые из них говорят, что разлука может оказаться неизбежной.

В течение двух месяцев ортодоксальные партии ШАС и «Яадут а-Тора» вели интенсивную кампанию по очернению нового правительства. В лексиконе харедим едва ли найдется негативный эпитет, который не был бы обращен к премьер-министру Нафтали Беннету, министру иностранных дел Яиру Лапиду, министру по делам религий Матану Кахане и другим.

Большая часть брани была направлена на предложения правительства по реформированию крупных государственных религиозных бюрократических структур, особенно ответственных за кашрут и гиюры, но на этом не остановилась, и лидер «Яадут а-Тора» Моше Гафни недавно назвал Беннетта «убийцей» израильтян, которые недавно умерли от коронавируса.

8 июня на «экстренной» пресс-конференции ультраортодоксальных фракций Гафни произнес старое еврейское проклятие «Имах шмо» («Да истребится имя его»). Он имел в виду Беннета и Лапида.

F210726YS94-e1627323950459-640x400.jpg
Моше Гафни (слева) в кнессете. 26 июля 2021 г.

На прошлой неделе Гафни с трибуны кнессета назвал Кахане «Антиохом», имея в виду злодея из истории Хануки, который запретил еврейские обряды, осквернил Храм и в конечном итоге разжег восстание Маккавеев.

Лидер ШАС Арье Дери еще в июне предупредил, что «правительство, возглавляемое Беннетом, уничтожит Шаббат, гиюры, кашрут под надзором Главного раввината и раздробит народ Израиля на части». В июле он заявил, что реформы системы сертификации кашрута Кахане направлены на то, чтобы «посеять разрушение и коррупцию».

«Ничтожество», «разрушитель Израиля», «сними свою кипу» — ругательства звучали часто и яростно почти на всех дебатах в кнессете и в каждом телевизионном интервью с харедимными парламентариями.

Но дело не только в политическом руководстве. У всех харедимных партий есть советы раввинов, которые по идее отвечают за их общий политический курс. Эти раввины тоже присоединились к поношению. Во вторник депутат от ШАС Уриэль Буссо поднялся на трибуну, чтобы прочитать открытое письмо от самого известного ультраортодоксального раввина-сефарда в стране, 89-летнего Шалома Коэна, главы иерусалимской ешивы «Порат Йосеф» и председателя Совета мудрецов Торы ШАС.

F190911AKFF13-1-640x400.jpg
Раввин Шалом Коэн выступает на партийном мероприятии ШАС в Холоне. Сентябрь 2019 г.

На архаичном иврите, типичном для призывов раввинов-хареди к покаянию, Коэн изложил точку зрения ШАС о готовящихся реформах: «В последнее время за наши великие прегрешения эти плохие люди восстали и нанесли удар по Торе Моисея, стремясь разрушить крепость религии на земле Израиля, и объявили войну Богу и его Торе, и хотят разрушить основы религии во всех священных вещах, чтобы создать препятствия и навлечь вину на народ Израиля, — начал Коэн. — Они угрожают изменениями в системе обращения в иудаизм, да спасет нас милосердный Бог, и разрушением системы кашрута, которую мы долго поддерживали. Поэтому я призываю всех городских раввинов и раввинских судей, где бы они ни находились, а также членов Совета Главного раввината, однозначно выступить против любых изменений в системах кашрута и гиюра. Никто ни в коем случае не должен сотрудничать с ними. Вы должны твердо, как крепостная стена, противостоять этим чуждым реформам, которые принесут разорение и разрушение еврейству на земле Израиля».

Насколько серьезно мы должны относиться к подобной риторике? Может, это просто политиканство, способ для политиков-харедим притвориться, что они не хотят быть частью правительства, которое, по крайней мере в данный момент, не хочет, чтобы они изнутри мешали его религиозным реформам? В конце концов, как долго сообщество харедим может терпеть, чтобы их партии оставались вне правительства, когда почти все его институты и атрибуты образа жизни зависят от государственного финансирования.

Или политики-харедим таким образом выражают свои подлинные взгляды на реформаторов и их реформы? Риторика может показаться чрезмерной сторонним наблюдателям — действительно ли они верят, что отказ от монополии государственного раввината на надзор за кашрутом в пользу жестко регулируемой системы конкурирующих надзорных компаний равносилен «разорению и разрушению» еврейства? Но, тем не менее, это может отражать реальные опасения по поводу радикальных изменений, инициированных коалицией Беннета-Лапида.

Как это часто бывает в политике, похоже, что имеют место оба фактора: постоянный поток доносов отражает как истинные взгляды харедимной улицы, так и тактические политические расчеты партий. Опросы показали, что избиратели-харедим придерживаются правых взглядов и поддерживают Биньямина Нетаньяху на пост премьер-министра даже более активно, чем избиратели «Ликуда». Выступая изо всех сил против нового правительства, политики-харедим адекватно отражают взгляды своих избирателей.

F210323NRF115-1-640x400.jpg
Арье Дери в штаб-квартире партии ШАС во время подсчета голосов после выборов 23 марта 2021 г. 

Однако моральная паника, которую они пытаются посеять, имеет и более прозаическую цель. Институты, которые должны быть коренным образом изменены в ходе новой серии реформ, являются источниками огромного влияния и дохода для сообщества харедим, для большинства их руководителей и функционеров. Настаивая на том, что идет война за душу Израиля, они надеются сплотить рядовых представителей этих учреждений — городских раввинов, религиозных советов, машгиахов, судей, занимающихся гиюрами — чтобы они стояли на своем и препятствовали ходу реформ.

Однако у всей этой горячности и мрачных предупреждений об уничтожении Израиля есть и обратная сторона: многие лидеры и общественные деятели-харедим начинают верить в это и реагировать неожиданными способами.

В четверг утром в «Мишпахе», самом читаемом еженедельнике харедим, появилась потрясающая колонка. Написанная заместителем мэра Иерусалима Хаимом Коэном, давним сторонником ШАС, она была озаглавлена чрезвычайно резко: «Религия и государство: пришло ли время разделиться?»

Учитывая новые реформы правительства, утверждает Коэн, и связанное с этим снижение контроля харедим над религиозными стандартами, возможно, пришло время рассмотреть вопрос о полном демонтаже принудительного государственного религиозного аппарата.

President-Rivlin-with-new-judges-of-the-rabbinical-courts-15-Oct-2018-640x400.jpeg
24 новоизбранных члена раввинских судов встречаются с президентом Ривлиным в его резиденции. 15 октября 2018 г.

Одна колонка одного харедимного политика — это еще не повод для далекоидущих выводов. Именно реакция на это сигнализирует о новом беспокойстве внутри общины по поводу требования харедим контролировать религиозную жизнь страны. Колонка была написана непревзойденным инсайдером: Коэн фактически является представителем лидера ШАС Дери в городском совете Иерусалима. Она широко распространялась в социальных сетях харедим и основывала свое радикальное предложение на взглядах высших духовных лидеров за последние несколько десятилетий.

Моше Вайсберг, редактор популярного сайта «Бехадрей харедим», у которого 33 тыс. подписчиков в Твиттере, поделился всем текстом и назвал аргументацию автора «интересной».

Другими словами, это был не обычный процесс либерализации активистов-харедим, которые серьезно обсуждали идею о том, что религия и государство должны впервые быть разделены в Государстве Израиль. Это мейнстрим.

Аргументация Коэна начинается с постановлений Верховного суда середине 2000-х годов, согласно которым израильское государство должно признать гиюры, проведенные за рубежом в целях алии.

Политики-харедим в то время обратились к самому выдающемуся религиозному мудрецу того времени, 95-летнему раввину Йосефу Шалому Эльяшиву. Они внесли на рассмотрение Эльяшива несколько предложений, в том числе радикальную идею о том, что харедимные партии могут отреагировать, поддержав формальное разделение религии и государства — попытку спасти религиозные учреждения от принудительной власти светских, о чем свидетельствует постановление светского суда о том, что религиозные постановления раввината не будут служить основанием для государства давать право на алию.

F091220MT03-300x480.jpg

Раввин Йосеф Шалом Эльяшив

Ответ Эльяшива был весьма красноречивым, пишет Коэн: «Продолжайте работать в рамках существующей государственной религиозной бюрократии», — посоветовал он, добавив: «Наступит время, когда не будет другого выбора, кроме как пойти в этом направлении».

Поскольку новое правительство стремится разжать мертвую хватку харедимных партий в отношении назначения раввинов-судей и заменить монополию раввината на надзор за кашрутом частными компаниями, вопрос вернулся.

«Ситуация сегодня такова, что у нас нет способа предотвратить проблемы, возникающие в результате проблемных гиюров, — пишет Коэн, — то есть предотвратить вступление в систему тех, кто не может вступить в брак с другими евреями в соответствии с еврейским религиозным законом. У нас нет возможности отслеживать, кто прошел галахическое обращение, а кто нет; кто женился по законам Моисея и Израиля, а кто нет».

Он отметил, что поддержание принудительных религиозных институтов обходится общине харедим дорого: «Нас считают патерналистами, навязывающими свои взгляды общественности, хотя нам самим неудобно в сложившейся ситуации. Хуже того, галахические институты в какой-то степени подчинены светской государственной системе. Сегодня раввинские суды вынуждены учитывать в своих постановлениях возможность того, что их решения будут обжалованы в БАДАЦе».

Вопрос не нов, но предлагаемые нынешним правительством реформы не позволяют игнорировать его: «Действующее правительство поставило перед собой цель упразднить Главный раввинат и уничтожить все, что может быть разрушено в отношениях между религией и государством», — сказал Коэн.

F081005YZ01-640x400.jpg
Здание раввинского суда в Иерусалиме

«В ситуации, когда две системы разделены, государство не будет иметь права голоса в галахических вопросах. Любой, кто заинтересован в прохождении гиюра, признанного Галахой, должен будет обратиться к системам, которые признает общественность, приверженная Галахе. Государство не сможет отменить решения раввинского суда, как это возможно сегодня… и нас не обвинят в патернализме».

День расставания, говорил рав Эльяшив, будет неизбежен. Для Коэна он, возможно, уже наступил.

«Решение о том, где именно находится водораздел и когда пришло время переосмыслить наш путь, находится в руках великих мудрецов Израиля, но поскольку наша способность защитить существующую ситуацию уменьшается, идея должна быть еще раз доведена до их дверей».

Times of Israel, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи