Премьер-министр Израиля Нафтали Беннет нанес свой первый официальный визит в Бахрейн, где встретился с королем и наследным принцем. У обеих стран общие угрозы: исламский экстремизм и, конечно же, иранская угроза. Иран практически ко всем своим соседям имеет территориальные претензии, которые иногда открыто провозглашаются. Арабские монархии Персидского залива, ОАЭ, Саудовская Аравия, которая воюет с поддерживаемыми Ираном террористическими структурами в Йемене и Бахрейне, видят в Иране потенциальную стратегическую угрозу. И, естественно, обращаются к США и Израилю в поисках поддержки.
Поскольку сегодня Вашингтон сокращает присутствие на Ближнем Востоке, образуется некий вакуум, и он будет заполнен Израилем. Сейчас можно говорить о полноценном военном, экономическом и политическом союзе между Израилем, ОАЭ, Бахрейном и Саудовской Аравией. То есть, можно сказать, что мы сейчас переживаем историческое время. Израильско-арабское противостояние, которое на протяжении последних семи десятилетий было одним из главных конфликтов на Ближнем Востоке и в мире, унесло тысячи жизней, практически исчерпано. Остались террористические организации, поддерживаемые Ираном, с которыми арабский мир хочет разобраться при поддержке Израиля. Между арабскими странами, а также Турцией, и Израилем налажены дипломатические отношения. О чем это свидетельствует? О том, что на место прекращенного арабо-израильского конфликта пришел полноценный военно-политический союз.
И первая цель этого союза — мобилизация против общего врага, Ирана. Кстати, в начале этого года произошло важное событие: военно-морские учения, в которых участвовали впервые две арабские страны, ОАЭ и Бахрейн, а также Израиль. Этот факт убедительно свидетельствует о том, что арабские страны вместе с Израилем хотят добиться установления мира и стабильности на Ближнем Востоке. И единственное препятствие на их пути — Иран.
Важно отметить, что визиту премьер-министра Израиля предшествовал визит министра обороны Бени Ганца, который подписал со своим коллегой Абдаллой ибн Хасаном ан-Нуайми меморандум о взаимопонимании, предусматривающий развитие сотрудничества в области разведки и взаимодействие в военной и промышленной сферах. До этого ещё был визит министра иностранных дел, который открыл в Манаме посольство. А во время переговоров об открытии посольства в Бахрейн прибыл тогдашний руководитель совета национальной безопасности Израиля, который вёл тогда переговоры об оборонном сотрудничестве. Буквально за несколько месяцев в Бахрейне побывали председатель совбеза Израиля, министр обороны, министр иностранных дел. То есть здесь идёт речь о сотрудничестве на очень высоком уровне, как в военной, так и в экономической сферах, так как были заключены соглашения в сфере медицины. Израиль — одна из ведущих стран мира в области медицины. Есть общие интересы в областях энергетики, туризма и так далее. Бахрейн и Израиль решительно настроены увеличить товарооборот. Бахрейн уже вкладывает инвестиции в Израиль.
Ещё в период скандала с WikiLeaks среди бумаг различных дипломатических ведомств был опубликован документ от 2005 года, когда король Бахрейна говорил о том, что существуют тесные отношения, сотрудничество между «Моссадом» и спецслужбами его страны. Прорыв двухсторонних отношений произошел в 2018 году, в период правления Нетаньяху, и тогда Бахрейн фактически поддержал Израиль в войне с ХАМАСом и »Хезболлой». Вот эти отношения развивались пока не дошли до исторической точки в виде визита премьер-министра Израиля в Бахрейн. И вот буквально на днях, думаю не случайно, была опубликована еще одна важная информация: Израиль официально подтвердил, что Турция усилила меры по борьбе с террористическими организациями, действующими против Израиля.
Эрдоган какое-то время назад охладел к Израилю: Турция поддерживала ХАМАС и другие террористические организации. Но в последнее время Анкара предпринимает шаги, направленные на развитие отношений с Израилем. Должен состояться визит президента Израиля в Турцию. В этом отношении можно говорить о новой конфигурации альянсов на Ближнем Востоке, один из которых включает ОАЭ, Бахрейн, Саудовскую Аравию. Азербайджан тоже вписывается в эту конфигурацию. Недавно президент Ильхам Алиев принял участие в церемонии закладки фундамента ветряной электростанции «Хызы — Абшерон» мощностью 240 МВт, которая будет построена компанией ACWA Power из Саудовской Аравии. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов Турцию, которая, видимо, всерьез намерена нормализовать отношения с Израилем. Так что мы действительно видим новый Ближний Восток, в котором Израиль играет ключевую роль — гаранта стабильности и арабских монархий.