Партия «Наш дом — Израиль» привлекла к себе внимание в последние две недели, благодаря чему ее кампания с самого начала кажется многообещающей.
Закон о финансировании партий
Первым вопросом, который привлек внимание, стало противодействие закону о финансировании партий. Закон, который был принят в четверг вместе с законом о роспуске Кнессета, увеличил финансирование, которое 13 представленных в Кнессете партий будут получать на свои избирательные кампании. НДИ утверждала, что законопроект является пустой тратой государственных средств. Это была единственная партия, активно выступившая против него.
Помимо защиты финансовой прозрачности и подотчетности, этот шаг выигрышен с политической точки зрения. В то время как почти все другие партии накопили долгов на десятки миллионов шекелей, партия Либермана их не имеет, и министр финансов настаивает на том, чтобы так было и впредь, сообщил источник, близкий к партии.
Противодействие законопроекту позволило НДИ выступить в роли защитника государственного бюджета. И если бы ей действительно удалось заблокировать законопроект, партия была бы единственной, не имеющей долгов на момент начала избирательной кампании.
Закон о метро
Второй вопрос, который пыталась продвинуть партия, — закон о метро, поддержанный партией «Авода», чей представитель Мейрав Михаэли является министром транспорта. Цель законопроекта заключалась в создании основы для расширения сети легкорельсового транспорта в Тель-Авиве до системы метро. Он также призван сделать проект национальным приоритетом, заставив муниципалитеты и компании, участвующие в нем, поставить его выше любых других местных вопросов.
Если бы законопроект был принят, заслуга досталась бы Михаэли и «Аводе», сказал источник. Но Либерман и депутаты от его партии, особенно Евгений Сова и Алекс Кушнир, все еще пытались, или, по крайней мере, казалось, что пытались, протолкнуть законопроект. Необходимость законопроекта признается большинством израильских избирателей. И теперь НДИ может утверждать в своей предвыборной кампании, что она доказала, что была на «правильной стороне» и что «Ликуд» не защищал интересы Израиля.
Плоды трудов Либермана
Третьим и, возможно, самым важным достижением НДИ стала договоренность с фермерским лобби, суть которого — сохранить решение о снижении цен на некоторые виды фруктов и овощей. Эта сделка стала итогом многих месяцев переговоров, и она была заключена как раз в тот момент, когда истекали последние минуты 24-го Кнессета.
Ожидается, что эта сделка может снизить высокие цены на фрукты и овощи. Если так оно и будет, это станет большим успехом для партии НДИ, поскольку недавний опрос показал, что высокая стоимость жизни является одним из основных вопросов, волнующих избирателей.
Эти запоздалые шаги позволяют НДИ занять правильную позицию в предвыборный сезон.
Но это может и не повлиять на популярность партии. До выборов еще много времени, и НДИ не планирует пытаться оттянуть избирателей от других партий. Либерман доволен нынешним положением партии и доволен ее нынешними членами, сказал источник.
Как и представители многих других политических сил, Либерман ждет того дня, когда глава оппозиции Биньямин Нетаньяху уйдет с политической арены.
На выборах 2013 года НДИ и «Ликуд» выступали единым блоком. Но с тех пор Либерман и Нетаньяху рассорились, и их отношения не восстановимы, сказал источник, добавив, что на следующий день после Нетаньяху все изменится, и Либерман нацелится на пост премьер-министра.
По словам источника, Либерман поддерживает отличные связи со многими депутатами от «Ликуда» и чиновниками, и в будущем он может попытаться вступить в эту крупную партию и претендовать на лидерство в ней.
Jerusalem Post, перевод Якова Скворцова