«Нет никаких причин автоматически признавать внука еврея, не имеющего никакого отношения к Израилю, гражданином страны». Эти слова произнес в минувшее воскресенье сотрудник одного из израильских аналитических центров, который выступил соавтором документа, предлагающего внести небольшие изменения в Закон о возвращении.
Центр иудаизма и государственной политики при Институте Хартмана в Иерусалиме вскоре выпустит программный документ, пишет Jerusalem Post.
Закон о возвращении, принятый в Израиле в 1950 году, первоначально позволял людям, которые были евреями или имели отца-еврея, иммигрировать в Израиль и автоматически получить гражданство. В 1970 году в закон были внесены поправки, согласно которым люди, имеющие хотя бы одного еврейского дедушку или женатые на еврейке, независимо от того, считаются ли они евреями по еврейскому закону или нет, также могут автоматически получить гражданство.
Ответ на вопрос «Кто является евреем?» не является однозначным, а распространяется на последовательность возможных идентичностей.
В документе предлагается различать три «круга», относящихся к личному статусу. «Первый круг имеет биологическую составляющую, — сказал директор центра Тани Франк в интервью газете The Jerusalem Post. — Если вы еврей в соответствии с принятым определением, вы получите гражданство».
Второй круг касается детей, внуков или правнуков евреев, а также их супругов. «В предлагаемом нами законе будет сказано, что все эти упомянутые люди могут совершить алию, но не получат гражданства автоматически. Они, конечно, могут стать гражданами, но через постепенную процедуру или по резидентской визе», — пояснил он.
Франк и его сотрудники предлагают предложить этим потомкам евреев «градуированную процедуру», аналогичную закону о въезде в Израиль для тех, кто не является евреем. Например, супруга гражданина Израиля, иностранка, которая хочет жить в Израиле, не получает гражданство автоматически.
«Мы хотим предложить более сложный, градуированный процесс, который приемлем во многих странах, поскольку желательно убедиться, что у заявителя есть какая-то связь или родство со страной, прежде чем автоматически предоставлять ему гражданство», — сказал Франк.
В документе «Политика» определены три параметра для определения этих детей или внуков евреев, чтобы определить, следует ли им разрешить стать гражданами Израиля. Первый параметр — это «родство с теми, кто уже имеет право на возвращение или с гражданином Израиля», — говорится в документе.
Вторым параметром является близость к еврейской общине в стране происхождения человека, что, как говорится в документе, «сократит период получения гражданства по ступенчатой процедуре». Однако, «если у него нет связи с еврейской общиной, ему придется ждать разрешения на иммиграцию дольше».
Третий параметр — «преследование на антисемитской почве». Согласно документу, «в случае, если иммиграция в Государство Израиль происходит на основании антисемитских преследований или страданий и бедствий, вызванных еврейским происхождением иммигранта, процедура будет ускорена и упрощена».
Наконец, третий круг охватывает всех лиц, имеющих право на получение гражданства, которые не стремятся его получить. В программном документе рекомендуется создать «расширенную резидентскую визу для евреев диаспоры». В этом круге к однозначному праву еврея, совершающего алию, добавляется еще один уровень.
«Первый или второй круг неизраильских граждан будут иметь право на "визу для евреев диаспоры", которая позволит въехать в Израиль в любое время и оставаться в стране до трех лет». По словам Франка, предлагая такую визу, «третий круг, по сути, открывает двери Израиля для евреев диаспоры, чтобы получить временный статус в стране даже без предоставления гражданства».
Закон о возвращении фактически определяет правовой контекст отношения израильского законодательства к еврейству диаспоры, объясняет Франк. «Через право на алию определяется еврейский народ и устанавливается видимая красная линия. Закон, конечно, не описывает еврейский народ с позиции Галахи, поскольку он признает неортодоксальный гиюр».
Франк отметил, что последнее изменение в закон было внесено более 50 лет назад: «С 1970 года многое изменилось в мире и, конечно, в еврейском мире, но закон оставался нетронутым».
Хотя Франк и согласен с тем, что в действующий Закон о возвращении необходимо внести изменения, они выступают против отмены поправки 1970 года, которая расширила группы людей, имеющих право на иммиграцию.