|
Яна Любарская
Яна Любарская

Алекс Кушнир: «Я не собирался никого “растворять”»

Алекс Кушнир: «Я не собирался никого “растворять”»

Алекс Кушнир – известный израильский политик, депутат от партии «Наш дом Израиль», глава Финансовой комиссии Кнессета, яркий, открытый, харизматичный, вызывающий доверие и симпатию. Женат, воспитывает дочь.


Наш герой родился в 1978 году на Украине, приехав на Святую землю с большой волной алии 90-х, вырос в Ашкелоне. Был капитаном запаса, командиром роты в бригаде «Гивати», участвовал в боевых действиях в Ливане и Газе, после демобилизации из армии служил в ШАБАКе. Занимал руководящие должности в частном секторе в области энергетики и финансов. Получил первую академическую степень по экономике в Еврейском университете в Иерусалиме и вторую — по менеджменту в Академическом колледже в Кирьят-Оно, возглавлял представительство организации «Джойнт» в Белоруссии, являлся генеральным директором министерства алии и интеграции и параллельно возглавлял Бюро по связям «Натив», возглавлял также организационный отдел партии НДИ. Начиная с 2019 года, Алекс — депутат Кнессета, в последнюю каденцию является главой Финансовой комиссии Кнессета.

Мы поговорили с Алексом Кушниром о трудностях и радостях современных репатриантов, о рабочих местах для них, о секретах успешной алии, о том, почему солдаты-одиночки порой превращаются в «граждан-одиночек». Мой собеседник также подробно рассказал, как в еврейском государстве сохраняется память о Второй Мировой войне.

—  Уважаемый Алекс, прежде всего, пожалуйста, вспомните для наших читателей про свою репатриацию...

— Я приехал в Израиль ребёнком, в 1992 году, с мамой и дедушкой, неполной семьей, когда мне было 13 лет. Мы поселились в маленьком городке Ашкелон. И я до сих пор живу в этом городе, благо, он сейчас сильно изменился в лучшую сторону. Важно сказать, что мой дедушка, который приехал в Израиль с нами, еще до репатриации, живя в «галуте» в Украине, был убеждённым сионистом. Помню, как он рассказывал мне, что советские евреи слушали в СССР радио «Голос Израиля», читали запрещенную сионистскую литературу. Отсюда я понял, что совершение алии для моей семьи было очень важным шагом, как возвращение к своим истокам, к истории своих предков. При этом, моя репатриация была непростой. В Украине я закончил восемь классов, и уже в Израиле отправился в девятый класс. Практически сразу, параллельно со школой, мне пришлось работать на разных непростых работах: занимался перевозками квартир, вкалывал на сельскохозяйственных территориях, собирал арбузы. А начиная с 10 класса я нашел новую, просто потрясающую работу (смеется*) на мусорной машине, очищая на ней мусорные баки. Начинал этим заниматься с 03:30 утра, до семи утра заканчивал, приходил домой, снимал всю грязную одежду, принимал душ и к 8 утра шел в школу. Что же касается учёбы, могу отметить, что мой первый год учёбы в Израиле оказался достаточно сложным. Мне то и дело приходилось справляться с юношеским максимализмом, с экономическими трудностями, совмещать работу и учебу. Как следствие подросткового протеста, я рос не самым дисциплинированным ребёнком, и в результате, после первого года учёбы в Израиле, меня выгнали из школы. Несмотря на то, что на Украине я прекрасно учился.

— Как вы это пережили?

— Тяжело пережил. В тот момент на меня свалился груз ответственности и понимания всего произошедшего. «Взялся за голову», как говорят по-русски, и после долгих уговоров директора школы вновь пошел в 9-й класс, то есть остался на второй год. После чего, все постепенно встало на свои места, и я стал нормально учиться, интегрироваться в израильскую реальность. Интеграция моя происходила плавно и, как я сказал ранее, непросто. Вообще, в 1992 году в Израиль в целом и в город Ашкелон, где я жил, в частности, приехало очень много репатриантов из бывшего Советского Союза. В их обществе было легко оставаться в зоне комфорта, продолжая дружить только с русскоговорящими, общаться на приятном и родном языке, у меня тогда не было никакой надобности вливаться в израильскую реальность.

— Когда все изменилось?

— В ноябре 1995 года произошла большая трагедия — был убит премьер-министр Израиля Ицхак Рабин. Вся страна об этом говорила, и я тоже начал всем этим интересоваться. Так, через призму убийства политика, стал понимать, что такое еврейское государство, кто мы и почему здесь находимся. Этот случай меня серьезно шокировал. После осознания всего произошедшего я понемногу погрузился в израильскую реальность, в историю еврейского государства. Из микромасштаба мальчика-репатрианта, которого прежде интересовали лишь девушки, дискотеки и спорт, обратил своё внимание на нечто большее. Отсюда и родилась моя идея — призваться служить в армию только в боевые войска.

— Вы — единственный сын в семье, и я читала в СМИ, что ваша мама долго вас не отпускала именно в боевые войска…

— Верно, мне пришлось очень долго уговаривать мою маму, чтобы она подписала на это специальное разрешение. В итоге, она сделала это со слезами на глазах, и я призвался служить в бригаду «Гивати» в 1998 году, когда Армия обороны Израиля находилась в Ливане. Отслужил во всех горячих точках Ближнего Востока – Ливан, Газа, Иудея и Самария, прошёл курс молодого бойца, был командиром роты, отслужил в армии почти пять лет. Потом понял, что пришла пора учиться — поступил в Еврейский государственный университет на факультет экономики и параллельно начал работать в ШАБАК – службе внутренней безопасности Израиля. Всю мою жизнь мечтал заниматься физикой, но посмотрев расписание учёбы физиков я понял, что совмещать учебу там с полномасштабной работой в ШАБАКе — невозможно. И выбрал специальность экономиста, исходя из того направления, где больше цифр — они всегда привлекали меня больше, чем буквы. Очень долго учился экономике и основам бизнеса, а далее решил применять свои навыки не только в теории, но и на практике. После завершения службы в ШАБАКе - занялся частными проектами и инициативами, трудился в оборонной промышленности, в областях, связанных с энергетикой, с финансами, много летал в командировки и посмотрел весь мир. В 2007 году — удачно женился. А уже скоро наша любимая дочь отметит вместе с нами свою бат-мицву.

— Когда вы пришли в политику?

— После службы в армии, после пройденных мной офицерских курсов, очень хотелось сделать что-то хорошее и важное для других, а не только работать на себя, эти мысли меня не отпускали. Тогда я с головой ушёл в общественную деятельность, возглавив отделение «Джойнта» в Беларуси, в городе Минск, и какое-то время работал там, затем пришел в партию «Наш дом Израиль», что стало для меня естественным и лёгким выбором. «Наш дом Израиль» — политическая партия Израиля правой направленности, она была образована в январе 1999 года. Лидером партии и её создателем является Авигдор Либерман. В программе партии мы поддерживаем принятие Конституции и введение института гражданского брака. Партия декларирует заботу о правах граждан и борьбу с дискриминацией репатриантов. Также НДИ выступает за льготы для граждан, прошедших армейскую или гражданскую альтернативную службу. С первых дней своего существования партия поддерживает сионистские либеральные взгляды, которые нашли отражение в трудах Биньямина Зеэва Герцля, Зеэва Жаботинского и послужили основой для создания Декларации независимости Израиля. На протяжении многих лет, несмотря на изменения в моде, дискурсе и политических факторах, партия придерживается этих принципов и ставит их во главу угла своей деятельности. Это происходит как на руководящих должностях в правительстве, так и в оппозиции, независимо от того, пользуются ли позиции НДИ широкой поддержкой или партия должна бороться за них. НДИ — единственная партия в современном еврейском государстве, понимающая все проблемы и вызовы, стоящие перед русскоязычными репатриантами, ведь наша страна была создана репатриантами и для репатриантов, а репатриация является одним из главных столпов сионизма.

— Как в дальнейшем развивалась ваша карьера на политическом поприще?

— Далее мне предложили должность генерального директора в Министерстве алии и интеграции (тогда – «алии и абсорбции.») Однако, слово «абсорбция» мне сразу не понравилось, оно обозначало некий процесс растворения. Но я не собирался никого «растворять» (смеется*), поэтому мы назвали наше министерство — «Министерство алии и интеграции», ведь как вы лодку назовете, так она и поплывет.

Вообще, перед современными русскоязычными израильтянами сегодня стоит важная задача самоидентификации внутри израильского общества. Мы выросли здесь, отслужили в армии, владеем языком, но всё же у нас существует некая оторванность от наших корней. Тем не менее, у нашего еврейства – очень богатая история, включающая непростую жизнь евреев в изгнании, Холокост, героизм евреев во время Второй Мировой войны, биографии диссидентов-отказников, боровшихся за выезд в Израиль и так далее. Многие сабры, к сожалению, совсем не знают истории русскоязычного еврейства, здесь это никак не изучается. Пытался продвинуть в Кнессете идею внедрения в израильскую школьную программу изучения истории русскоязычного еврейства. Не для того, чтобы показать остальным, что мы какие-то особенные, по сравнению с другими диаспорами. Просто хочу продемонстрировать коренным израильтянам, что у нас есть своя история, и нам есть, чем гордиться. Израиль – микс разнообразных культур, которые сливаются в нашей стране в гремучую смесь, но я призываю помнить об индивидуальности каждой нашей общины.

Работая в Министерстве алии и интеграции, я параллельно возглавил организацию «Натив», и на протяжении полутора лет занимал обе должности одновременно. Позже была назначена нынешняя глава «Натива», и я вернулся в свое министерство. В конце 2018 года мы снова пошли на выборы, и после второго тура голосования я прошёл в Кнессет. В процессе своей первой каденции занимался вопросами солдат-одиночек, потом снова состоялись выборы, и мы смогли создать коалицию. Тогда мне предоставилась огромная честь — возглавить Финансовую комиссию Кнессета. Это — одна из немногих комиссий, которая не прекращает свою работу, несмотря ни на что, ведь финансовые вопросы государства должны решаться ежедневно. Сейчас перед нами маячат следующие выборы, а до этого мы должны убедить нашего избирателя в том, что наши шаги были сделаны в правильном направлении, что наши будущие проекты несомненно принесут пользу государству Израиль в целом, да и каждому гражданину в частности.

— Участвовал ли кто-то из ваших близких во Второй Мировой войне? Что партия НДИ делает для увековечивания памяти о Холокосте, для поддержки ветеранов и переживших Холокост, живущих сегодня в Израиле? 

— Мой дедушка - выходец из Белоруссии, он родился в маленьком селе Юховичи Витебской области. Когда напали немцы, он уже служил в саперных войсках. Прошел всю войну от начала и до конца, был дважды ранен. Когда после войны он вернулся в свое местечко, то понял, что весь его штетл уничтожен и разорен нацистами, а вся его большая еврейская семья, 11 братьев и сестер, мать, отец — расстреляны нацистами. Моя бабушка прошла всю блокаду Ленинграда от начала и до конца, тогда она была совсем маленьким ребенком. Её мама, моя прабабушка, умерла от голода через несколько месяцев с начала блокады. И они, со старшей сестрой, воспитывали и содержали оставшихся после смерти мамы ещё четырех своих братьев и сестер. Несомненно, Холокост, Вторая Мировая война – для меня святы и имеют огромное значение, это — важная часть моей общественной деятельности, моей жизни. Перед нами стоит очень большой и важный долг - сохранить эту память для будущих поколений. 

В 2017 году наша партия приняла закон, по которому дата празднования Дня Победы (Девятого мая) утвердилась в нашем государстве, как официальный праздник. Мы — единственная израильская партия, которая занималась уцелевшими в Катастрофе, выходцами из бывшего СССР. Во время последней каденции мы подняли дотации выжившим в Холокосте и ветеранам Второй Мировой войны на 60% — до 6500 шекелей. Все реформы, которые мы проводим с пенсионным обеспечением пожилых людей, слабых слоев населения, прежде всего касаются выходцев из бывшего СССР, ведь среди них — немало выживших в Холокосте. В прошлом году, у нас в Кнессете проходила крупная, очень запоминающаяся церемония памяти жертв Холокоста, в рамках которой я был выбран одним из депутатов, рассказавших историю своей семьи. Её слушали, помимо остальных, мои мама и дочь. Это было очень душевно, трогательно и значимо, тогда словно произошла некая связь поколений, нашего прошлого, настоящего и будущего... Мы все — в огромном долгу перед нашими ветеранами, которых, к сожалению, с каждым годом становится всё меньше и меньше.

В нашей стране также функционирует новое движение «Зикарон ба-салон» («Память в салоне»), возникшее не по указке «сверху», а в результате стремления молодого поколения сохранить память о Катастрофе. Это — домашние встречи, своего рода квартирники, где собираются люди, чтобы послушать и поговорить о Холокосте. Мне посчастливилось провести первую встречу в Кнессете в рамках этого проекта, на которой своей историей поделился выживший в Холокосте Шимон Грингауз — от его рассказа по коже бегали мурашки. Сегодня ему больше 90 лет, и он до сих пор преподаёт в школе.

— И правда, это — невероятно трогательно… А сейчас вернемся к проблемам олим ходашим. Недавно было принято решение — отменить с 1 мая проживание в отелях для граждан из России, приехавших с целью репатриации. Так как согласно статистике, за март-апрель 30% россиян, прибывших в Израиль как туристы для дальнейшей репатриации, прожили в отелях за государственный счет и потом улетели обратно. Ожидается, что за этим могут последовать отмены других видов льгот для репатриантов. Как вы это прокомментируете, законно ли это, подобная классификация новых репатриантов, на российских и иных?

— Повторюсь, Израиль – страна, созданная репатриантами для репатриантов. И это должно стоять в базе всех решений, которые принимаются правительством по поводу репатриации. Сегодня, в это непростое время, у государства Израиль появилась уникальная возможность — стать домом для евреев, которые раньше не планировали совершать алию. Любая затрата на репатриацию и на репатриантов должна считаться инвестицией в будущее государства. А решение министра алии и интеграции о том, что репатрианты из России не будут получать оплаченную гостиницу, считаю огромной ошибкой. Во всем мире идет очень серьезная борьба за человеческий ресурс, в которой Израиль не всегда выигрывает, не всегда находится в выгодной позиции. Мы проигрываем в этом соревновании Германии, Канаде, США, Австралии, и даже странам восточной Европы – Польше и Чехии. Тут требуется серьезное изменение концепции. Но, к сожалению, нынешняя министр алии и интеграции всего этого не видит и не понимает.

Несмотря на все прошедшие споры, НДИ удалось добиться многого, чтобы облегчить жизнь новым репатриантам из стран бывшего СССР. Именно благодаря инициативе министра финансов, создателя нашей партии Авигдора Либермана, нам удалось добиться дополнительной помощи на съём жилья репатриантами на протяжении первого года их нахождения в стране. Оплаченные гостиницы, ускоренный и облегченный процесс репатриации из Украины и России – тоже наша инициатива, наше решение. Но считаю, мы делаем недостаточно, надо делать гораздо больше и лучше, понимая, что репатрианты, приезжающие сюда из бывшего СССР, имеют огромный потенциал быстрой интеграции в израильское общество, на местный рынок труда, в сферу культуры и науки. Мы не говорим это, исходя из теории, а мы обращаемся к истории. Пример — огромная алия 90-х, полностью изменившая это государство. Сюда приехало огромное количество учителей, ученых, представителей науки, культуры, медицины, которые достаточно успешно влились в израильское общество.

— Какие профессии сегодня особенно востребованы в Израиле, остались ли ещё рабочие места для новых репатриантов?

— В Израиле сейчас — самая низкая безработица за всю историю государства, слежу за статистикой. Не имею в виду рабочие места только на заводах, а подразумеваю квалифицированных сотрудников – инженеров, программистов, людей, которые трудятся в области хайтека. Евреи из стран бывшего СССР уже сегодня имеют навыки, которые нам очень нужны, и в Израиле их ждут самые разные рабочие места. 

— Партия НДИ выступает против религиозного диктата в любом виде и против уклонения под прикрытием религии от выполнения гражданских и национальных обязанностей. Это про работу транспорта Израиля в субботу? Или про что-то другое?

— В Израиле – еврейском и демократическом государстве все граждане должны быть равны перед законом, как в плане обязанностей, так и в плане прав. К сожалению, на протяжении последних десятков лет, некоторые религиозные деятели (дельцы) в нашей стране взяли еврейство себе в собственность. Они не готовы слушать другие взгляды на то, что такое еврейское государство. Партия НДИ ни в коем случае не борется с иудаизмом, мы очень уважаем нашу веру, традиции и корни. Однако, иудаизм всегда был религией, которая умеет понимать других. А в Израиле, как известно, живут религиозные и светские люди, и у каждого должно быть право выбора. Нужно помнить, что на протяжении 2000 лет мы были разбросаны по всему миру, и не удивительно, что сегодня все мы — разные. Государство не имеет права диктовать гражданину, как ему жить. Но это — как раз то, что религиозные партии пытаются сделать. Мы считаем, что любой гражданин Израиля имеет право жениться там, где он хочет и на ком он хочет. И Израиль должен признавать эти браки. Мы считаем, что в местах, где проживает светское население, нет никакой причины не пускать транспорт по субботам, ведь у бедных слоев населения нет личных авто, они зависят от городских автобусов. И их отсутствие в шабат негативно влияет на их жизнь. Также мы уверены, что все подростки возраста 18 лет – парни и девушки, евреи и арабы, светские и религиозные должны призываться на службу государству, гражданскую или военную, и не должно быть исключений. Израиль – единственная страна в мире, где есть дети, которые учатся в ультрарелигиозных школах, изучают Тору, но не получают знания по основным школьным предметам – компьютеры, математика, физика, английский и так далее. Это приводит к тому, что здесь вырастает масса детей, у которых нет никаких инструментов для интеграции в будущий израильский рынок труда. По данной причине мы выступаем за то, чтобы каждый ребенок нашей страны получал нормальное образование, что никак не противоречит еврейским канонам. Самые великие умы еврейской религии и философии, работали и при этом оставались верующими людьми, ходили в синагогу и соблюдали еврейские традиции. Изучение основных предметов, работа и служба в армии никак не идут в разрез с изучением религии и Торы. Более того, постижение законов иудаизма, соблюдение наших заповедей и праздников, считаю одним из главных факторов, позволяющих сохранить наш еврейский народ. При этом, повторюсь, все это - не противоречит друг другу, можно работать и интегрироваться в жизнь государства Израиль, изучая основы Торы. У нас нет никаких проблем с религиозным обществом, с религией, у нас есть проблемы с людьми, которые превращают религию в инструмент влияния власти, держат ультрарелигиозных граждан в бедности, в зависимости от денежный пособий и в неведении, благодаря всему этому их потом очень легко привести на избирательные участки. Мы выступаем против этого!

— Что Вам дает силы на проведение всех этих законов, на постоянную активность на политическом поприще? Не устаете?

— Силы мне дает мое желание сделать что-то на благо общества и страны, в которой живу, ради своей дочери и её сверстников, ради современной молодежи, которой предстоит жить в Израиле. Активно изучаю историю нашей земли и еврейского народа. Израиль – достаточно молодое государство, государство-подросток, что является удивительным новым фактом мировой истории. И мы должны сделать все, чтобы наша страна со временем приняла характер свободного либерального еврейского государства. Когда кто-то отсюда уезжает, мне очень больно. А самое главное, существование Израиля – гарантия безопасности нашего народа.

— Вы много занимаетесь солдатам — одиночкам, а кто подумает о стариках?

— Одно другому не противоречит. Последняя социальная надбавка для пенсионеров серьезно повысила их уровень жизни. Что касается солдат-одиночек, то столкнулся с первыми солдатами-одиночками, когда вернулся с офицерских курсов. Многие из них были русскоязычными репатриантами. Шаг, который совершают парень или девушка, оставляя свою зону комфорта и попадая совершенно в другую среду, чтобы защищать еврейское государство, достоин уважения, и мы должны помочь этим ребятам. К тому же, из солдат — одиночек, вернувшись из армии, они превращаются в граждан — одиночек. Наша задача — сделать так, чтобы этого не происходило, чтобы они максимально быстро интегрировались в израильское общество, чтобы они оставались на своей исторической Родине. Так получилось, что я женат на Алёне, бывшей солдатке — одиночке, и для меня эта тема очень близка. Неважно, в какой должности я нахожусь, неважно, какими масштабными проблемами экономики занимаюсь, в моём сердце всегда таится уголок, который занимают наши юные защитники Израиля. Надеюсь, в следующем году мне удастся продвинуть один важный законопроект, тогда солдаты — одиночки получат не только финансовую помощь, но и возможности для получения льготного образования и многое другое. 

— Наша с вами беседа будет опубликована на портале горских евреев «STMEGI.СOM». Приходилось ли вам по роду вашей деятельности сталкиваться с джууро, работать с ними? Хорошо ли известна на Святой Земле культура горских евреев? 

— Культура и история горских евреев — очень богаты и разнообразны. К сожалению, она здесь недостаточно эффективно освещается, также, как и история русскоязычных евреев. У меня есть хороший друг Марк Эфраимов, бывший депутат Кнессета от НДИ. Сейчас он является представителем организации «Натив» в Баку, и мы с ним часто обсуждаем эти вопросы, намереваясь продолжить дальнейшее освещение исследований языка и традиций горских евреев. Более того, моя жена Алёна работает в университете, где планируется создание факультета по изучению истории горских евреев, их культуры и языка. Естественно, партия НДИ прикладывала и будет прикладывать все усилия, чтобы зафиксировать в нашей истории вклад горских евреев в летопись еврейского народа и государства Израиль, также, как и вклад остальных общин бывшего СССР. Не делю людей по национальному признаку, по странам исхода, никогда не спрашиваю, откуда человек приехал. Мы, как государство, должны понимать, что тысячелетняя история евреев в «галуте» не могли пройти даром, не отразившись на современном быте евреев, новых репатриантов, граждан Израиля. Уверен, история каждой диаспоры, каждой общины, включая горско-еврейскую — должна быть освещена, изучена и представлена в Израиле.

— В чём, на ваш взгляд, секрет успешной алии? О чем надо помнить новым репатриантам, к чему быть готовыми?

— Могу назвать три ключа для удачной репатриации и интеграции в Израиле. Первое — изучение иврита. Это — первый ключ к успеху, и не надо этого бояться, ведь есть языки, гораздо сложнее, иврит не так сложно выучить. Считаю, целесообразнее его освоить в ульпанах своего города, ещё до репатриации, если это возможно. Второе — работать в Израиле по своей профессии и квалификации, тут тоже — очень важный фактор. В Израиле можно найти работу, соответствующую вашей квалификации. Обрести здесь новую специальность, кардинально сменив после репатриации род деятельности – тоже вполне реально, многие новые репатрианты так и делают. Третье — воспитание детей, после переезда вам следует найти им удачную сильную школу, садик, где ваши ребята смогут адаптироваться, общаться с ивритоязычными сверстниками, получать качественное образование. Вот три основных фактора — язык, ваша работа по профессии, светлое будущее ваших детей, и все это – возможно.

Репатрианты возвращаются к себе домой, а наше государство было создано репатриантами и для репатриантов. И все, что они получают на своей исторической родине, положено им по закону, поэтому свои права в Израиле нужно знать, добиваться их реализации. В своих социальных сетях я стараюсь давать как можно больше информации о правах репатриантов, у меня даже имеется специальная рубрика «Карта репатрианта», куда выкладываю все новости по данной теме. Подписывайтесь! 

Телеграм

YouTube:   

Сайт: ru.kushniralex.org

Похожие статьи