Еврейское кладбище отличается от нееврейского тем, что на нем похоронены евреи в соответствии с еврейской традицией, а земля на его территории считается святой. Создание кладбища является одним из первых приоритетов для новой еврейской общины. Ранние еврейские кладбища были расположены за пределами города, а надгробия, как правило, имеют надписи на иврите. Не секрет, что в диаспоре есть традиция хоронить ногами в сторону Иерусалима, а вместо цветов на еврейские могилы кладут камушки. Крупнейшие еврейские кладбища в Европе можно найти в Будапеште, Лодзи, Праге, Варшаве, Вроцлавe и Берлине.
Во время своей поездки в Евпаторию я также посетила старое еврейское, уже недействующее кладбище, расположенное на Новоселковском шоссе, в промзоне, среди автозаправок и заброшенных локаций, и оно произвело на меня страшное, просто удручающее впечатление. Боюсь, с годами оно просто полностью превратится в древние руины.
Объект граничит с недействующим Караимским и, через железную дорогу, православным кладбищами. В дальнейшем, в немногочисленных статьях, посвященных еврейским кладбищам Крыма, мне оказалось довольно сложно найти какое-либо его описание.
Из найденных источников я смогла обнаружить только то, что оно было открыто 1831 г., а закрыто в позднее советское время. Важно отметить, что во время Второй мировой войны еврейские кладбища по всей Европе были разрушены и осквернены.
У старого еврейского кладбища города нет своих закрывающихся ворот, никакой охраны, нет рукомойника, чтобы вымыть после его посещения руки, нет ни малейшей инфраструктуры или даже скамеечки, чтобы присесть и отдохнуть, эта территория сегодня — абсолютно заброшенная зона отчуждения. Заглядывая в древнюю арку, предваряющую многочисленные могилы, попадаешь в совсем другой мир, мир высокой нескошенной травы, колючего репейника, верблюжьих колючек, больно впивающихся в ноги, заржавевших оград и отдельных кусков разбитых могильных надгробий, многие из которых давно превратились в руины.
Никакой дорожки или прохода к могилам, разумеется, тоже нет, и чтобы пройти от одного, уже с трудом идентифицируемого старинного еврейского захоронения — к другому, приходится медленно и осторожно двигаться по ямам, непосредственно — по другим могилам, рискуя повредить ноги.
С вопросами о самом старом еврейском кладбище г.Евпатории, как и том, почему оно сегодня находится в таком плачевном состоянии, мы поговорили с Юлией Лейбенсон, кандидатом исторических наук, старшим преподавателем Крымского федерального университета им.В.И.Вернадского, доцентом Севастопольского филиала МГУ им.М.В.Ломоносова, которая любезно согласилась мне помочь.
- Уважаемая Юлия Тарасовна, в каком году данное кладбище было закрыто и почему?
- Некрополь закрыли в 1960-х годах, в связи с созданием нового общегородского гражданского кладбища, уже не связанного с этнорелигиозными общинами. Такие же процессы происходят и в других городах: в 1965 г. закрывают Симферопольское еврейское кладбище, Севастопольские еврейское и караимское. На странице Евпаторийской ритуальной службы «Память» указаны даты функционирования некрополя 1831-1963 гг., однако дата основания — пока не проверена, хотя и логична. Как раз в первую треть XIX в. происходило формирование ашкеназской еврейской общины в Крыму, отличной от караимской и крымчакской, состоящей в основном из выходцев из Польши, Западной и Правобережной Украины, Белоруссии и западных губерний России.
Надо сказать, что еще ранее, в Евпатории действовал крымчакский некрополь, примыкающий к караимскому – ориентировочно XIX в. - первая половина XX в. Большинство надгробий не сохранило надписей – мраморные таблички и другие элементы надгробий, содержащие эпитафии, были уничтожены. Из надписей на иврите полностью сохранилась лишь одна: на памятнике А.Р.Ломброзо, умершего в 1902 г.
Впоследствии, близ караимского некрополя, но на другом участке, с отдельным входом и добротным забором, было устроено более позднее еврейское раббанитское кладбище. Сведений о нем крайне мало, специальному исследованию оно ранее не подвергалось. Вероятнее всего, этот некрополь возник в конце XIX в. и просуществовал до 1960-х гг. Дату основания 1831 г. необходимо проверять архивными данными, если таковые есть, поскольку надгробий XIX в. выявить не удалось вовсе.
Современное состояние некрополя неутешительно – более половины памятников разгромлены, многие камни разбиты или перевернуты. Натурное обследование кладбища в августе 2022 г., проведенное лично мной, позволило выявить около 350 памятников, однако эпиграфическое поле уцелело и доступно для осмотра лишь у 115 надгробий. Наиболее ранняя дата, которую удалось выявить – 1925 г., наиболее поздняя – 1977 г. (единичное захоронение 1970-х гг., видимо, подзахоронение родственников уже после закрытия некрополя). Наибольшим разрушениям и запустению подвергся юго-восточный сектор кладбища, где сосредоточены памятники 1920-30-х гг., вполне возможно, ранее там были и более ранние надгробия.
Один из памятников – совершенно явно дореволюционный – был вторично использован. Это древо скорби из черного гранита, мраморную табличку с именем первого хозяина памятника демонтировали, поставив другую (она тоже не сохранилось). На нижней части памятника была евлогия в дореволюционной орфографии, которую переиначили, сбив букву «ер» в конце слов:
Спи с миромъ, дорогой намъ,
каждый изъ насъ будетъ свято
чтить славное доброе имя твое.
Некоторым захоронениям на старинном еврейском кладбище Евпатории свойственна интересная форма - на традиционном "дереве скорби", вместо цветка лилии (часто делали так) - пятиконечная звезда с серпом и молотом.
- Хоронили ли на нем во время войны?
- Пока эпитафий периода Великой Отечественной войны обнаружить не удалось. На его территории сегодня имеется лишь довоенные (1920-30-е гг.) и послевоенные захоронения. Впрочем, если будут произведены работы по приведению памятников в порядок (как минимум, многие тяжелые камни надо просто поднять и положить вверх эпиграфическим полем), могут обнаружиться и эпитафии этого периода или, например, кенотафы жертвам Холокоста, ожидаемые хотя бы по аналогии с Симферопольским и Севастопольским еврейским кладбищами. Однако в Евпатории мы видим плиту с уничтоженной основной табличкой и «прирезкой» меленькой таблички к основному надгробию – вероятно, это кенотаф на могиле родственника:
«Незабвенному/ сыну и внуку/ Бориньке/ Верешиковскому/ погиб в боях/ на Курской дуге/ 8 июля 1943».
- Когда старинное еврейское кладбище Евпатории начали разрушать?
- К сожалению, памятники на соседних — караимском, крымчакском и русском некрополях стали разрушать уже в 1930-е годы. Но на рассматриваемом нами еврейском кладбище тогда разрушений не выявили, поэтому, разрушения на еврейском кладбище мне кажется логичным связать с вандализмом 1980-х-90-х гг. и возможно, периодом 1941-1944 гг.
- Каковы причины подобного вандализма?
- Причин вандализма здесь можно выделить несколько: это и относительная удаленность некрополя от города (за железнодорожным переездом), и разгул алкоголизма и наркомании в постсоветское время, и отсутствие какой бы то ни было охраны. А вот симферопольский некрополь в свое время спасли от уничтожения и застройки: он числится на балансе муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской Округ Симферополь Республики Крым "Горритуал". При этом, 23.02. 2001 года, Симферопольским городским советом было принято Решение №286 «О передаче на обслуживание кладбища по ул.Широкая — Ассоциации еврейских организаций и общин Крыма» (председатель Гендин А.И.). Оно охраняется, как памятник регионального значения. Однако, ситуация на нем также далека от завершения: памятник еще не включен в Единый гос.реестр объектов культурного наследия (работа над этим идет); студенты КФУ им.Вернадского и члены еврейской общины постоянно производят уборку на некрополе, но из-за отсутствия ворот и охраны, все эти меры дают кратковременный эффект.
- Где сегодня хоронят евреев Евпатории?
- На Новом кладбище, на западной окраине города, за ул.Западная.
- Кто похоронен на старом еврейском кладбище Евпатории, о котором мы говорим?
- Большей частью, это — евреи-ашкеназы, среди них есть и один погребенный крымчак с фамилией «Колпакчи». Надписи некрополя, которые удалось прочесть, вполне репрезентативны и, в целом, по структуре и языку подобны надписям Симферопольского некрополя (т.е., беднее и менее «цветасты», чем надписи Севастопольского еврейского некрополя – там и в дореволюционную, и в советскую эпоху использовались цитаты из Писания, светские стихи – напр., перефразированное стихотворение Тютчева. Ничего подобного в эпитафиях Симферополя и Евпатории пока не обнаружено).
Довоенные эпитафии преимущественно билингвальны (русский+иврит), послевоенные – преимущественно русскоязычны.
Надписей на идиш выявить не удалось (такие надписи, впрочем, нетрадиционны и потому редки, одна такая надпись имеется в Севастополе, одна — в Симферополе), но есть идишизмы в написании личных имен.
Впрочем, и некоторые послевоенные эпитафии составлены на двух языках, с соблюдением традиционной структуры. Например, эпитафии семьи Зайчик:
האשה חיי לאה בת
ר'' שמואל זייטשיק
נפטרה י''ה ט''בת
תש''יז תנצבה
Зайчик Хая-Лея Самойловна
1871-1956
Перевод еврейского текста: Женщина Хая-Лея, дочь г-на Шмуэля, Зайчик, скончалась 15 тевета (5)717 (= 19 декабрь, 1956). Да будет ее душа завязана в узле жизни.
Интересно, число 15 записано как יה. Эвфемизм טו, чтобы избежать сходства с элементом тетраграмматона, уже не используется (примечательное совмещение традиции и «светскости»).
ר'' חיים ניסן בר
זעליק זייטשיק
תנצבה נפטר
כט אדר תשיח
Зайчик Хаим-Нисн Зеликович
1871-1958
Перевод еврейского текста: Г-н Хаим-Нисн, сын Зелика, Зайчик, да будет душа его завязана в узле жизни, скончался 29 адара (5)718 (= 21 марта, 1958)
- Относится ли в наши дни еврейское старинное кладбище Евпатории к объектам культурного наследия Крыма?
- Нет, оно не включено в реестр.
- Юлия Тарасовна, благодарю за интересную беседу!