«1942: Британия на грани» — Нацисты были готовы двинуться на Палестину

«1942: Британия на грани» — Нацисты были готовы двинуться на Палестину
Британские солдаты в Тобруке, Ливия, сдаются немецким войскам 8 июля 1942 года Фото: AP Photo

80 лет назад нацисты почти выбили Великобританию из Второй мировой войны побежденной, и чуть не захватили весь Ближний Восток.

В книге «1942: Британия на грани» историк Тейлор Даунинг рассматривает горькие поражения Великобритании, которые угрожали не только угасающей империи, но и евреям, укрывшимся в Подмандатной Палестине.


«1942: Британия на грани», автор Тейлор Даунинг

Уезжая до Второй мировой войны из Европы в подмандатную Палестину, еврейские беженцы, спасавшиеся от нацистского режима, надеялись установить безопасную дистанцию между собой и Гитлером. Тем не менее, в 1942 году угроза Рейха крайне близко подкралась к библейской еврейской родине, когда немецкий генерал Эрвин Роммель захватил ливийский порт Тобрук и двинулся в Египет.

Остатки британского военного транспорта в гавани Тобрука 3 августа 1942 года после атаки немецких бомбардировщиков Stuka. (Фото AP)
Останки британского военного транспорта в гавани Тобрука 3 августа 1942 года после атаки немецких бомбардировщиков

Это было одно из многих бедствий, свалившихся в том году на правительство британского премьер-министра Уинстона Черчилля, сделавших 1942 год ужасным годом для премьера, худшим, чем многие думают сегодня. Восемьдесят лет спустя эта забытая глава военного времени освещается в новой книге – «1942: Британия на грани» известного историка Тейлора Даунинга.
«Конечно, фильм Гэри Олдмана [«Темные времена»] описал 1940 год как год настоящего кризиса для Черчилля – падение Франции, битва за Британию, блицкриг, – сказал Даунинг в интервью The Times of Israel. – И, конечно же, это был несчастный год для Британии».
Однако, добавил он, «мои аргументы указывают, что настоящий кризис для Британии случился не в том году, а двумя годами позже, в 1942-м. Произошла длинная череда военных поражений, которые едва не вытолкнули Британию из войны побежденной».
Для Черчилля худшей катастрофой 1942 года был захват Сингапура Японией в феврале, когда было захвачено почти 100 000 человек.

Британский солдат, один из жертв боевых действий на Малайском полуострове, доставлен в Сингапур 9 февраля 1942 года для оказания медицинской помощи. (Фото AP / Фрэнк Ноэль)
Британский солдат, одна из жертв боевых действий на Малайском полуострове, доставлен в Сингапур 9 февраля 1942 года для оказания медицинской помощи

«Черчилль назвал это величайшей катастрофой для британского оружия, – говорит Даунинг, – это было не только военное, но и имперское унижение. Британия так и не оправилась от этой беспрецедентной катастрофы».
Менее масштабным, но более географически близким к Англии позором также в феврале стал проход трех немецких военных кораблей через Дуврский пролив в Ла-Манше. Несколько месяцев спустя, в бою, который длился с 17 по 21 июня 1942 года, Тобрук пал перед немецкими и итальянскими войсками Роммеля.
После эпической восьмимесячной осады годом ранее, это была вторая победа «Оси» в том районе. На этот раз британцы потеряли 33 000 человек, и Роммель продолжил движение на восток.


Фельдмаршал Эрвин Роммель, командующий силами Оси в западной пустыне 8 июля 1942 года, беседует с итальянскими генералами во время штурма Тобрука

«Казалось, что он пройдет прямо через Египет – Александрию, Каир, Суэцкий канал, – рассказывает Даунинг. – Он хотел продолжить путь на север, на северо-запад, в Палестину… Возможность завладеть Палестиной была ошеломляющей — какой ужас и зверства разразились бы там. Он также мог проникнуть в Сирию и Ирак, захватив многие важные ближневосточные нефтяные месторождения».
Иллюстрация в книге Даунинга показывает затруднительное положение британцев в более широком масштабе. На карте в северном Ираке сходятся две стрелки, каждая из которых представляет запланированный немецкий удар. Одна стрелка – войска Роммеля, продвигающиеся на северо-восток через Ближний Восток. Другая – наступление немцев на юг через пока удерживаемый Советским Союзом Кавказ.
Даунинг сказал: по данным британской разведки, у Советов не было достаточно хорошей обороны на Кавказе, и не требовалось большого давления, чтобы их вытеснить. Поэтому разведка считала, что немцы захватят Сталинград и все нефтяные промыслы на Кавказе, а затем пойдут дальше.

Немецкая пехота сидит на песках пустыни во время отдыха, когда дым валит из обстрелянных позиций вокруг Тобрука 17 июля 1942 года. (Фото AP)
Немецкая пехота сидит на песках пустыни во время отдыха, пока дым идет от обстрелянных позиций вокруг Тобрука, 17 июля 1942 года

«Силы Роммеля могли продолжать движение на восток. Силы Оси могли в конечном итоге получить контроль над большей частью запасов нефти и месторождений полезных ископаемых на Ближнем Востоке и полностью уничтожить британское присутствие не только в Египте, но и на всем Ближнем Востоке. Я думаю, что это был настоящий страх, реальная возможность», – уверен Даунинг.

Польские солдаты готовы сразиться с немецкими войсками в Сирии, 25 июня 1942 года. (Фото AP)
Польские солдаты готовы сразиться с немецкими войсками в Сирии, 25 июня 1942 года

Этот кошмарный сценарий не состоялся из-за сложного стечения обстоятельств. После потери Тобрука Черчилль избрал нового главнокомандующего 8-й британской армией в Северной Африке – генерала Уильяма Готта.
Однако невооруженный военно-транспортный самолет, доставлявший Готта в штаб-квартиру в Каире, так и не прибыл. Немецкие Ме-109 сбили самолет 7 августа 1942 года. Готт был одним из 15 погибших, в живых осталось всего трое.
И снова Черчиллю пришлось выбирать замену. Алану Бруку, начальнику имперского генерального штаба, потребовалось время, чтобы убедить премьера назначить генерала Бернарда Л. Монтгомери.


Историк, автор книги «1942: Британия на грани» Тейлор Даунинг

«Я не думаю, что многие предполагали, что он станет выдающимся военачальником, – говорит Даунинг. – Брук хорошо отозвался о Монтгомери. Но другие еще не понимали, что у Монтгомери есть харизма, способная вдохновлять».
Монти доказал свою ценность, спасая Египет и Ближний Восток от Оси.
«У него был je ne sais quoi, таинственный ингредиент, – продолжает Даунинг. – В октябре и ноябре он руководил войсками в том, что оказалось поворотным моментом… в битве при Эль-Аламейне».
Даунинг часто описывал моменты кризисов в истории, в том числе ядерный конфликт 1983 года между Соединенными Штатами и СССР, когда мир, возможно, был так же близок к Армагеддону, как и во время Кубинского ракетного кризиса поколением ранее.
«Я работал с Архивом национальной безопасности в Вашингтоне, в Университете Джорджа Вашингтона, – вспоминал Даунинг. – Они дали мне доступ к документам из американских федеральных архивов. Я был в своем кабинете, и на моем ноутбуке появились документы с грифом: “Только для глаз президента”».
Последняя книга Даунинга показывает влияние происходивших кризисов на Черчилля, ко всему прочему получившему два вотума недоверия. «Мне нравится рассказывать сильные истории о том, как яркие люди реагируют в моменты кризиса».

Военный чиновник, беседующий с британцами, освободил заключенных в Халфайе, Ирак, после капитуляции стран Оси. (Фото AP)

Военный чиновник разговаривает с британцами, освободившими заключенных в Халфае, Ирак, после капитуляции Оси

«Ирония в том, что Черчилль со всей своей любовью к британской истории и его книгой о его великом предке, герцоге Мальборо, который должен был спасти Европу от господства Людовика XIV, “нашел в себе министра” именно во время полнейшего военного провала и катастрофы», – говорит автор.


Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (в белом костюме) встречается с военными руководителями Великобритании и США на конференции союзников в Северной Африке, 15 июня 1943 года. Слева направо: генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр; начальник британской авиации сэр Артур Теддер; Генерал Джордж К. Маршалл, премьер-министр, и генерал сэр Бернард Л. Монтгомери, командующий 8-й армией

Вскоре политический и военный ветер снова стал благоприятствовать Черчиллю. Союзы с США и СССР принесли свои плоды: американцы оказали давление на Роммеля в Северной Африке, высадив десант в рамках операции «Факел», в то время как советское сопротивление усилилось под Сталинградом. В долгосрочной перспективе промышленная мощь обеих стран безвозвратно изменила ход войны.
Однако ожидая этого, Черчилль и Великобритания пережили несколько острых моментов, как показано в книге.

Беспорядочные обломки самолетов стран Оси на передовой посадочной площадке в Ливии 14 февраля 1942 года. (Фото AP)
Разбросанные обломки нацистских самолетов на передовой посадочной площадке в Ливии, 14 февраля 1942 года

«Конечно, возможность встречи Роммеля с немецкими войсками, продвигающимися через Советский Союз, была неиллюзорной – говорит Даунинг. – На Кавказе было относительно небольшое количество советских войск, чтобы предотвратить это, но они это сделали. Иначе евреям Палестины пришлось бы крайне трудно».

Толпы наблюдают, как новозеландский полевой полк принимает участие в торжественном параде по улицам Алеппо, Сирия, 3 июня 1942 года. (Фото AP)
Толпа наблюдает за полевым полком Новой Зеландии, принимающим участие в торжественном параде по улицам Алеппо, Сирия, 3 июня 1942 года

Перевод с английского Марии Якубович; Фото: АР

Источник: timesofisrael.com

Похожие статьи