Впервые за 22 года, прошедшие после вывода израильских войск из Южного Ливана, израильтяне смогут свободно посещать единственную алавитскую деревню страны.
До сих пор в южную часть разделенной между Ливаном и Израилем деревни Гаджар (Раджар) можно было попасть только по специальному разрешению ЦАХАЛа. На единственной дороге, ведущей в деревню, находится постоянный блокпост, на котором проверяют документы и впускают только жителей Гаджара и имеющих специальное разрешение.
С сегодняшнего утра в Гаджар может приехать любой израильтянин и даже остаться там ночевать. Поводом для изменения режима стало окончание строительства стены, отделяющей израильскую часть деревни от ливанской. По сообщению газеты «Гаарец», официально требования ЦАХАЛа не изменились, но в действительности армия и полиция прекратили проверки документов на въезде в Гаджар.
Вместе с тем, в системе безопасности отмечают, что международный статус населенного пункта как спорного не изменился.
Израиль захватил алавитскую деревню Гаджар в 1967 году как часть Голанских высот (она находится к западу от Горы Дов (фермы Шебаа) и к северу от национального парка Дан). В мае 2000 года после вывода израильских войск из Южного Ливана по решению премьер-министра Эхуда Барака южная часть Гаджара отошла к Ливану в соответствии с признанной ООН демаркацией границы.
Жители южной части деревни выступали против их объединения с ливанской частью и имеют сейчас как ливанское, так и израильское гражданство. Понятно, что в деревне усиленное присутствие израильских военных.
«Хизбалла» воспользовалась фактическим отсутствием границы между двумя частями деревни и в 2005 году попыталась провести крупномасштабный теракт. Десятки шиитских боевиков проникли в израильский Гаджар, но, благодаря бдительности командира израильской военной части, атаку удалось отбить без потерь.
Правительства Израиля пытались решить сложную проблему Гаджара, но безуспешно. Известно, что в январе 2006 года Ариэль Шарон проводил совещание по проблеме Гаджара буквально за несколько часов до инсульта, после которого он уже не встал на ноги.
«Гаарец» сообщает, что инициатором строительства забора и открытия деревни был местный совет Гаджара.