Израильские газовые проекты получили новые перспективы после конфликта Евросоюза и России, подтвердил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. Однако для их реализации нужны инвестиции и готовность европейцев долгосрочно в них вкладываться.
Израиль предложил газ ЕС и ФРГ
Израильский премьер-министр Яир Лапид на встрече с коллегой из ФРГ Олафом Шольцем заявил о готовности заместить российский газ на европейском рынке.
Израильтяне собираются компенсировать 10% старых поставок «Газпрома».
До событий 2021-2022 года, которые изменили правила игры на газовом рынке, «Газпром» поставлял в ЕС 150-155 млрд кубометров газа в год. Таким образом, Лапид ведет разговор о 15 млрд кубометров экспортных объемов, что немало.
У Израиля имеется несколько месторождения на шельфе Средиземного моря, где производятся добыча и существуют планы по дальнейшей интенсификации работ. Крупным экспортером израильтян назвать нельзя, но они хотят им стать.
Лапид сыграл на хаотичных попытках правительства ФРГ найти замену российскому газу, поставки которого прекратились после остановки «Северного потока – 1».
Немцы уже провели закончившиеся ничем переговоры с Катаром и Канадой, а на этот раз натолкнулись на израильтян, чье предложение носит долгосрочный характер.
Израиль не обладает сегодня заявленными экспортными объемами, для этого Тель-Авиву нужно произвести инвестиции в добычу и средства доставки, а ФРГ достроит первые два СПГ-терминала из пяти только к концу 2022 года.
Израильтяне и немцы могут могут обсуждать только перспективные проекты.
У израильтян есть перспективы
«У израильтян есть месторождения, откуда большая часть газа идет на внутренний рынок, но есть и экспорт относительно небольших объемов в Египет, где он сжижается и дальше продается. Теоретически можно предположить, что Израиль увеличит эти объемы, создаст инфраструктуру и повысит продажи, там давно обсуждается постройка газопровода в ЕС через Кипр», - заключает энергоэксперт Сергей Правосудов.
На шельфе Кипра также были найдены запасы, которые израильтяне хотят использовать в совместных проектах с Никосией и Евросоюзом.
«Дальше этот газопровод предлагают тянуть до Греции и Италии, но это обсуждается лет 10, и пока к результату не привело», - констатирует Правосудов.
В эту историю пытается вмешаться Турция, претендующая на часть кипрских проектов из-за наличия там непризнанной никем кроме Анкары Турецкой республики Северного Кипра.
«Турки претендуют на часть шельфа, пусть и это на международном уровне не признается. В целом тема с газопроводом из Израиля является сложной. По этой причине этот проект так и не начал реализовываться», - резюмирует Правосудов.
Однако если взять египетский маршрут, то здесь Израиль действительно может увеличить газовый экспорт, но 15 млрд кубометров являются большой цифрой.
Для выхода на нее израильтянам потребуются годы. В остальном такие предложения будут сыпаться на Евросоюз и Германию как из рога изобилия.
Если до февраля 2022 года у немцев не было СПГ-терминалов, а «Газпром» обеспечивал 40% европейского импорта, то теперь ситуация кардинально изменилась, а старые проекты, которые казались экономически нецелесообразными, получили толчок к развитию, особенно по ценам в районе 2000 долларов за тысячу кубометров.
«Когда у вас под боком страна с самыми большими запасами газа и трубопроводной инфраструктурой, вам не придет в голову тянуть трубы из Израиля, где постоянные теракты и другие подобные события», - заключает Правосудов.
Проще работать с Россией, а не связываться с ближневосточным рынком, но теперь диспозиция изменилась, и здесь возможны подвижки.
Дмитрий Сикорский
Источник: Экономика сегодня