Сара Ахарони: «Эйнштейн был гением, но в его личности были и парадоксы»

Сара Ахарони: «Эйнштейн был гением, но в его личности были и парадоксы»
Альберт Эйнштейн Фото: АР

Опубликован роман израильской писательницы Сары Ахарони, проливающий свет на аспекты жизни знаменитого физика, о которых мы, возможно, никогда раньше не слышали.

Идея написать исторический роман об Альберте Эйнштейне пришла к израильской писательнице Саре Ахарони случайно. Israel Hayom взял у нее интервью.

 – Я часто выхожу пообедать со своими детьми, которые работают поблизости. Однажды я процитировала Эйнштейна, и они оба посмотрели на меня двусмысленно. Мой старший сказал мне: «Мама, мы заметили, что ты в последнее время много цитируешь Эйнштейна, как насчет того, чтобы написать о нем?» 

Так началось ее путешествие в жизнь Альберта Эйнштейна. 

– Я читала книги об Эйнштейне и посещала архив Еврейского университета, в котором хранится более 80 000 документов о нем. Эйнштейн завещал свою интеллектуальную собственность университету еще до того, как университет был основан. Физик вместе с Хаимом Вейцманом участвовал в финансовом старте этого учреждения.


Израильская писательница Сара Ахарони (фото: Эрик Султан)

Я также прочла много его писем. Все согласятся, что он гений и революционер, но в его личности было много парадоксов. Это не книга по истории, не биография, а исторический роман. Я использую фактологическую основу, чтобы строить на ней литературные слои, и литературную свободу, чтобы завершить историю. Мне нравятся исторические романы: они наполовину литература, наполовину история. Кто сейчас открывает книгу по истории? Когда я прочитала, например, «Под алым небом» Марка Салливана – об Италии во время Второй мировой войны – я многое узнала от него об истории Италии. История рядом с литературой. 

– В какой момент вы решили отклониться от исторических фактов?

– Приведу вам пример. В детстве у Эйнштейна было мало друзей, он строил башни из карт и костей, подаренных его дядей Джейкобом. Тот также подарил племяннику книгу по алгебре. Мы знаем, что они поддерживали связь на протяжении всей жизни Эйнштейна. Поэтому я построила литературные диалоги, основанные на их отношениях. 

– Проблема с историческими документами в том, что их сложно свободно интерпретировать.

– В конце концов, никто не был свидетелем этих диалогов и не задокументировал их. И даже в вымысле не все является плодом воображения – он основан на переживаниях писателя. Исторические события должны быть реальными, но я имею право выражать свои мысли.

Например, когда я писала о Гутл, жене Майера Амшеля Ротшильда, основателя династии (в моем романе «Миссис Ротшильд» – «Rothschild's Love'»), которая была скромной женщиной, я позаботилась о том, чтобы не одевать ее в откровенные наряды и не выгонять танцевать на улицу. 

Один из сложных аспектов характера Эйнштейна, который раскрывается в книге Ахарони, касается его пацифизма и страданий по поводу участия в разработке атомной бомбы.

В 1939 году он подписал письмо, адресованное президенту Франклину Делано Рузвельту, в котором предупреждал, что нацисты могут начать разработку ядерного оружия, и призывал США начать работу над собственным, о чем сожалел после того, как американские военные бомбили Хиросиму и Нагасаки. 

– После того, как были сброшены атомные бомбы, газеты критиковали Эйнштейна: под фотографиями дымового гриба в Хиросиме – формула E=mc2 и слова «Что принес миру Эйнштейн». Несмотря на то, что его работа принесла миру много добра для мирных целей, и сам Эйнштейн много работал для содействия миру во всем мире. 

Ахарони потратила пять лет на первоначальную версию книги, в центре которой был пацифизм, но отказалась от этого проекта. 

– Я подумала, что это умаляет то значение, которое я хотела придать Эйнштейну, и остановилась. С тяжелым сердцем я начала с самого начала и написала собственную историю Эйнштейна, потому что это история, которую читатель хочет услышать. 

Ахарони написала два тома второй версии, каждый объемом более 500 страниц. Первый завершается Нобелевской премией, второй – его смертью. 

– Но я сказала себе: подумай, ты запутаешь читателей двумя томами, ты должна сделать их одной книгой, и убрала половину того, что написала. 

– Вы писали, чтобы просветить или научить каким-то ценностям?

– Это никоим образом не дидактическая книга. Хотя раньше я была учителем и воспитателем, сегодня я писатель. В каждой книге скрыты идеи, и каждый может принять те идеи, с которыми он себя отождествляет.

Прежде всего я хотела дать историю Эйнштейна. Но внутри этой истории скрыта моя большая потребность передать некоторые сообщения, например – если вы попробовали одним способом и потерпели неудачу, попробуйте новый путь. Три основных принципа его личности – воображение, любопытство и скептицизм. Он говорил: «Воображение важнее, чем знание. Ибо знание ограничено всем, что мы знаем и понимаем, в то время как воображение объемлет весь мир и все, что когда-либо будет знать и понимать». Это также девиз книги. 

Дебютный роман Ахарони «Любовь Салтанат» посвящен семье. 

– Я описала историю своей матери, но не ожидала, что она заинтересует читателей. Меня никто не знал. Непроданный тираж в 2 тысячи экземпляров собирались уничтожить. Но вдруг он был продан, они напечатали еще. Книга получила награду и было продано более 90 000 экземпляров. Этот первый опыт был настолько захватывающим для меня, что я не могла отпустить его, и решила, что буду продолжать писать. 

– Вы никогда раньше не мечтали стать писателем? 

– Я опубликовала свою первую книгу в возрасте 55 лет. В детстве мечтала стать учителем и осуществила мечту. 

– А как вы относитесь к тем, кто критикует вашу работу?

– Я научилась принимать это, даже когда отзывы несправедливы. Если вы хотите быть писателем, который известен многим читателям, вам необходимо принимать критику. Эйнштейна тоже сильно критиковали. Награда в том, что люди читают меня.

Перевод Марии Якубович

Источник: israelhayom.com

Похожие статьи