Тасмания, австралийский остров у побережья более крупного материка Австралии, привык к тому, что его не замечают. Известен феномен, когда карты мира обходят стороной остров, население которого составляет полмиллиона человек. Однако люди, которым довелось побывать или пожить на Тасмании, часто называют ее одним из самых красивых и безмятежных мест в мире, с живописными видами, богатой дикой природой и уникальными видами животных, которые не встречаются больше нигде в мире, например тасманийский дьявол.
На острове также находятся две старейшие непрерывно действующие синагоги Австралии, обслуживающие еврейскую общину численностью 376 человек. Однако жизнь в Тасмании требует от еврейской общины дополнительных ограничений, особенно во время праздника Суккот. Туристы не могут привозить на Тасманию фрукты и растения без специального разрешения. Причина — уникальная экосистема острова, которая, как и в Новой Зеландии, подвержена серьезному риску негативного воздействия завезенных болезней растений.
Раввин Йоханан Гордон и его жена, ребецин Рошель, возглавляют Хабад Тасмании и обслуживают общину Лонсестона. Каждый год они контролируют ввоз наборов лулавов и этрогов для всей еврейской общины Тасмании.
«Мы должны получить разрешение на хадасс, — говорит раввин Гордон, имея в виду мирт, используемый для изготовления лулавов. — Мы должны получить специальное разрешение от министра, потому что все боятся ржавчины мирта, болезни растений». Каждый год раввин и его жена начинают готовиться к Суккоту за несколько недель до праздника, чтобы получить разрешение на ввоз четырех видов растений, используемых в ритуалах праздника. Обычно раввину Гордону выдают разрешение на 13 месяцев, что, при благоприятном стечении обстоятельств, обычно покрывает два года Суккота. Наборы импортируются из Мельбурна, ближайшей крупной еврейской общины.
В среднем на весь остров заказывается около 12-13 комплектов. «Мы начинаем принимать заказы за месяц до праздника. Если люди не сделают заказ вовремя, то доставить набор в Тасманию будет практически невозможно, — говорит раввин Гордон. — Нам приходится заказывать наборы у определенного поставщика в Мельбурне, который знает всю бумажную волокиту. У нас также хорошие отношения с Министерством сельского хозяйства Тасмании».
Обычно раввин Гордон заказывает наборы лулавов и этрогов для всей еврейской общины Тасмании, включая Еврейскую конгрегацию Хобарта, расположенную в двух с половиной часах езды от Лонсестона.
«Каждый год наша община получает специальное разрешение от министра парков и дикой природы, — сказал он. — Затем необходимо предоставить уведомление о намерении, что мы будем ввозить мирты».
Затем лулавы и этроги прибывают в аэропорт Тасмании, где раввин и его жена лично забирают груз. В конце Суккота, по его словам, «мы возвращаем их обратно в карантинный офис в аэропорту».
В целом еврейская община Тасмании, несмотря на сложности в Суккот, переживает возрождение, местное еврейского население растет.
В ходе недавней переписи населения Австралии 2021 года было отмечено, что за межпереписной период еврейская община острова выросла на 50% — с 250 евреев до 376.
Евреи переезжают на Тасманию по разным причинам: пенсионеры, желающие спокойной жизни на живописном острове, семейные пары, которые нашли работу, и семьи, желающие приобрести жилье, которое значительно дешевле, чем в других городах Австралии, таких как Сидней или Мельбурн. Несмотря на огромный рост численности, раввин Гордон говорит, что перепись населения значительно занижает истинные цифры. "По моим оценкам, с той скоростью, с которой мы находим евреев, в Тасмании их проживает не менее тысячи, — сказал он. — Я зашел на сайт и кликнул на каждый город, где перепись показала отсутствие евреев, но я лично знаю евреев, которые живут в этих городах».
Хотя два основных центра еврейской общины сосредоточены вокруг синагог в Хобарте и Лонсестоне, евреи разбросаны по всему острову.
Джефф Шнайдер, президент Еврейской конгрегации Хобарта, особенно рад, что в этом году, впервые за много лет, синагога возведет сукку: «Для родителей особенно важно видеть, как наши дети наслаждаются этим, когда Хобарт выходит из зимы».
Хотя в этом году Хобарт возводит свою собственную сукку, для большинства людей, живущих на острове, шансы построить ее невелики. Однако каждый год раввин Гордон и ребецин Рошель привозят передвижную сукку в общины, где они служат. За 10 лет работы они хорошо знают, как упаковать сукку в дорогу: «Изначально мы начинали с раскладной сукки, которую мы привозили в дома людей; мы раскладывали сукку. На ее сборку уходило пять минут, а на упаковку — около 10 минут. Раздвижная сукка побывала во многих интересных местах. Вообще, когда мы делаем передвижную сукку, мы каждый год путешествуем в разные части Тасмании. Мы выбираем часть, будь то северо-запад или юго-восток. Мы берем какой-то регион и стараемся посетить как можно больше людей. Сукка дошла до юга, до Гастингса. А на северо-западе — до Смиттона».
В 2021 году Гордоны решили переоборудовать свою передвижную сукку в мобильную сукку, которую они прикрепляют с помощью прицепа к задней части своего автомобиля. «Мы арендовали трейлер, установили сукку на заднем сиденье и провели весь оль а-моэд в дороге», — сказал раввин Гордон.
Для Лейна Шоубриджа Гарриса, еврея, живущего в небольшом тасманийском городке Берни, визиты раввина имеют большое значение: «Я очень радуюсь, когда приходит раввин. Мне так приятно чувствовать себя связанным с общиной, и не только это, соседям тоже интересно, когда приходит раввин.
Причина, по которой Гордоны возят сукку по городам Тасмании, заключается в том, что они понимают, что личные визиты находят отклик у небольшого, но энергичного населения, живущего там. «Мы стремимся научить людей быть гордыми евреями, — сказала ребецин Рошель. — У многих существует некоторый страх, что если они будут идентифицировать себя как евреи, то антисемитизм вырвется наружу».
С этим раввин Гордон столкнулся лично, хотя его всегдашнее чувство юмора помогло разрядить обстановку. «Однажды кто-то спросил меня: "Когда вы, евреи, сюда приехали?" Я сказал им: "Мы приехали сюда в 1804 году, когда сюда прибыли каторжники"».
Но, несмотря на периодически возникающие трудности, ребецин Рошель и раввин Гордон любят Тасманию и рады служить местной еврейской общине: «Мы живем в трех часах езды от места, которое называется “Край Земли”. Оттуда нет земли до Южной Америки, — говорит ребецин. — Здесь самый чистый воздух в мире. На Тасмании чувствуешь, что здесь понимают важность каждого человека. В таком месте, как Тасмания, когда тебя там нет, чего-то не хватает».
Tablet, перевод Якова Скворцова