Более тридцати лет на Ближнем Востоке, полном напряженности, существует островок относительной стабильности — отношения между Египтом и Израилем. К этому привел уход с Синая.
Для начала хотелось бы освежить в памяти этапы, приведшие к этому:• всеобъемлющая вражда между Израилем и Египтом (1948–1949гг.);
• зыбкое перемирие с трансграничными терактами (боевики-федаины), противодействием им (1949–1967гг.) и арабским бойкотом Израиля во главе с Египтом;
• Шестидневная война 1967 года и захват Синая Израилем (впервые — в 1956 году), военное присутствие и строительство израильских поселений;
• «война на истощение» (1967– 1970гг.), приведшая к затяжному конфликту в зоне Суэцкого канала, завершившаяся без изменения линии фронта;
• египетская операция «Бадр», имевшая целью возвращение Синая (одновременно с началом Сирией Войны Судного дня 1973 года по возвращению Голанских высот);
• временное соглашение 1975 года о прекращении войны;
• переговоры в Кэмп-Дэвиде 1978 года и подписание мирного договора 1979 года премьер-министром Менахемом Бегином и президентом Египта Анваром Садатом в присутствии президента США Джимми Картера;
Согласно договору, Израиль обязался в течение трех лет вывести войска и гражданское население с Синайского полуострова за линию разграничения. Стороны обоюдно признали суверенитет и территориальную целостность, обязались препятствовать ведению боевых действий друг против друга со своей территории, действие любых экономических бойкотов аннулировалось и устанавливались дипломатические, экономические и культурные связи в полном объеме.
К 1982 году Израиль уничтожил на Синае 18 поселений, 2 базы военно-воздушных сил, военно-морскую базу и другие объекты.
Мирные отношения между Израилем и Египтом на самом деле были гораздо большим — революционным изменением всей концепции ближневосточных политических, военных, экономических и социальных отношений, заложившим основу для последующего мирного процесса между Израилем и другими его соседями.
Но этот процесс, как и любые глобальные процессы, имел трагические последствия. Речь идет о поселениях израильтян на Синае.
Всего в период принадлежности Синая Израилю там было создано 18 израильских поселений: вдоль залива Акаба и в северовосточных районах к югу от сектора Газа. Например, Ямит должен был вырасти до города с населением в 200 тысяч человек (но не успел превысить 3 тысяч) и создать буферную зону между сектором Газа и Синайским полуостровом. Он был построен на территории площадью 14 тысяч гектаров, для чего около 1500 семей бедуинов были изгнаны оттуда по приказу тогдашних министра обороны Моше Даяна и командира Южного округа Ариэля Шарона, хотя некоторые стали рабочими на израильских полях и в теплицах.
Поселения в районе Ямит были снесены, но в заливе Офира (Шарм-эш-Шейх), Ди-Захав (Дахаб) и Невиот (Нувейба) остались нетронутыми и были заселены Египтом.
«Это было очень по-сионистски, — рассказывает телепродюсер Ошер Ассулин, снявший об этом фильм «Синай». — Основателями были... люди, приехавшие из Советского Союза в конце 70-х, вместе с американскими евреями-суперсионистами, приехавшими служить Израилю, светские люди, увидевшие экономические возможности. Они бесплатно получили дома на берегу моря, а также другие гранты от государства».
Но, как и вся сионистская мифология, история заселения Синайского полуострова связана с трудностями, вызовами и неудачами — как географическими, так и этическими. Заставить пустыню цвести, как оказалось, было романтично, но не просто. «Они построили райский город в аду пустыни, и менее чем через десять лет их выселили с цепями и клетками, — пишет Haaretz. — Прошло сорок лет с момента эвакуации Ямита в 1982 году, и эти сцены до сих пор запечатлены в коллективном сознании Израиля». Перед эвакуацией туда прибыли правые экстремисты, в том числе студенты ешив и каханисты, с намерением сорвать ее и создать видимость сопротивления. Полиция применяла цепи против тех, кто отказывался эвакуироваться, самых непреклонных заталкивали в клетки: фотографии с мест тех событий являются одними из наиболее сильных и тяжелых для восприятия в истории Израиля.
«Для многих из них эта травма очень реальна, даже после 40 лет, почти во всех аспектах их жизни. Люди, изгнанные с Синая, рассеялись. Кто-то заболел, впал в депрессию, семьи распались. Некоторые даже умерли от полученных травм.
Люди из Ямита дважды пострадали. С одной стороны, их заклеймили позором, обвинив в воровстве, из-за полученной ими компенсации. С другой, им вменили физическое противостояние солдатам, что не соответствовало действительности».
В 1982 году Михаэль Файги, ныне доктор социологии и антропологии в Университете Бен-Гуриона в Беэр-Шеве, провел в Ямите последние несколько недель перед окончательной эвакуацией: «Мое самое сильное воспоминание о Ямите — это песок, начавший покрывать город с того момента, как прекратил работу городской совет. Песок засыпал дороги, и было ощущение, что город начал исчезать под пустыней».
А дальше были другие сверхтравматичные эвакуации: в Йехуде 1984 года, Гуш-Катифе 2005-го. «Я вырос в очень сионистской семье, — говорит Ассулин. — Мой отец считал, что государство не может причинить вреда. Я, наоборот, смотрю на все критически. Мы живем здесь достаточно долго, чтобы знать, что за всем чувствуется невидимая рука.
Я думаю, что правительство поступило с поселенцами ужасно. Государство обманывало своих граждан, давая им надежду и при этом осознавая, что Египет не примет план, который не включает уход с Синая. С другой стороны, с очевидным результатом не поспоришь — 40 лет затишья на самом кровопролитном фронте Шестидневной войны и Войны Судного дня».