Ави Маоз, ныне возглавляющий партию «Ноам», впервые заявил о себе во время борьбы за освобождение Натана Щаранского из советской тюрьмы в 1980-х годах.
Тесно сотрудничая с женой Щаранского, Авиталь, Маоз летал по всему миру и вел переписку с лидерами разных стран, убеждая их оказать давление на Москву, чтобы она разрешила советским евреям эмигрировать в рамках движения «Отпусти народ мой», пишет обозреватель Times of Israel Йехуда Ари Гросс.
Он поддерживал тесные отношения с семьей Щаранских после того, как Натану было разрешено эмигрировать в Израиль в 1986 году, и оставался рядом с ним, служа заместителем генерального директора в министерствах внутренних дел и строительства в период, когда Щаранский занимался политикой в правоцентристской партии «Исраэль ба-Алия».
Однако человек, который так упорно боролся за иммиграцию в Израиль из бывшего Советского Союза, вскоре сможет превратить и без того трудный процесс подтверждения права на иммиграцию в соответствии с израильским Законом о возвращении в Израиль в еще более мучительный.
Маоз решительно выступил против Закона о возвращении в его нынешнем виде, когда автоматическое право на гражданство имеет любой человек, у которого есть хотя бы один дедушка-еврей, при условии, что они не исповедуют другую религию. В прошлом месяце, например, в статье для правого религиозного сайта Israel National News Маоз ошибочно утверждал, что «сотни тысяч неевреев иммигрируют в Израиль» (согласно данным Центрального статистического бюро, истинное число составляет не более нескольких тысяч человек в год. Так, в 2022 году в Израиль иммигрировало около 100 000 человек, и это рекордный показатель за 30 лет).
В воскресенье Маоз, чья партия «Ноам» откололась от «Религиозного Сионизма» после выборов, подписал коалиционное соглашение с потенциальным премьер-министром Биньямином Нетаньяху, согласно которому он станет заместителем министра в канцелярии премьер-министра и будет контролировать «Натив», правительственную службу, отвечающую за содействие иммиграции из бывшего Советского Союза.
«Натив» оценивает, имеет ли заявитель право на получение израильского гражданства в соответствии с Законом о возвращении.
Этот процесс может быть сложным для выходцев из бывшего Советского Союза из-за десятилетий плохого учета и распада официальных еврейских общин в этих странах при советской власти.
Получив контроль над этим ведомством, Маоз может сделать процесс подтверждения права на репатриацию гораздо более сложным, чем сейчас, и установить более высокий барьер для входа, который не позволит некоторым заявителям получить гражданство, если есть двусмысленность или неопределенность.
Правда, он не сможет по собственной инициативе изменить Закон о возвращении, чтобы запретить детям и внукам евреев иммигрировать. А партия «Ликуд», как сообщается, заявила о своем несогласии с отменой так называемого пункта о внуках, как того требуют ультраортодоксальные партии и «Религиозный Сионизм», ее предполагаемые партнеры по коалиции.
Маоз намекнул именно на такой план, предполагающий более строгое соблюдение существующих правил, во время начала заседания своей фракции в понедельник.
«Въезд в Израиль осуществляется по закону. Мы будем действовать в соответствии с законом. Все евреи могут иммигрировать, — сказал Маоз, — но мы будем следить за тем, чтобы люди, которым по закону не разрешено иммигрировать, этого не сделали.
На встрече Маоз отметил свою связь с советской иммиграцией в Израиль и сказал, что он «прошел полный круг», получив контроль над «Нативом».
Это вызвало грозные предупреждения со стороны русскоязычных активистов и политиков в Израиле.
«Они могли бы просто закрыть лавочку [Натив] и покончить с этим», — сетует политолог Ксения Светлова.
Лидер НДИ Авигдор Либерман также предупредил, что Маоз ограничит иммиграцию из бывшего Советского Союза: «Это препятствие на пути к иммиграции для всех, кто приедет из бывшего Советского Союза», — сказал Либерман, который иммигрировал в Израиль из Молдавской ССР.
За годы своего существования «Натив» пережил множество итераций, первоначально выступая в качестве секретной организации для связи Израиля с советскими сионистскими лидерами и еврейскими общинами. Сегодня «Натив» не только проверяет право на иммиграцию, но и осуществляет культурные и образовательные программы в странах бывшего Советского Союза.
Деятельность «Натива» значительно активизировалась в России и Украине после начала спецоперации в феврале, что вызвало одну из самых больших и внезапных волн иммиграции в Израиль с момента падения «железного занавеса».
За пределами бывшего Советского Союза задача проверки права на получение гражданства обычно передается Еврейскому агентству - квазиправительственному органу, который рассматривает необходимые документы от заявителей: письма от раввинов, копии документов о браке их родителей и т.д. — до получения официального разрешения от местного израильского консульства или посольства.
По ряду причин (отчасти исторических, а отчасти политических) «Натив» остается ответственным за это в России, Украине и на обширных территориях Восточной Европы.
Даже в обычный год Восточная Европа обеспечивает наибольшее количество новых иммигрантов в Израиль, гораздо больше, чем любая другая часть мира. В 2021 году в Израиль иммигрировало более 7700 россиян, что превышает число американцев (4038) и французов (3568) вместе взятых. После февраля число иммигрантов из России, Украины и Беларуси резко возросло: за последний год в Израиль переехало в несколько раз больше людей, чем за предыдущий, причем большинство — с одобрения «Натива». (Некоторые приехали в Израиль по туристическим визам, затем подали заявление на получение гражданства и начали процесс подтверждения права на него.).
Если Маоз действительно радикально изменит политику «Натива», найти ему замену будет непросто. Из-за продолжающегося судебного разбирательства российского правительства с Еврейским агентством, связанного с его ролью в поддержке и содействии иммиграции в Израиль, эта организация, скорее всего, не сможет выступить в качестве замены.