|
Маргарита Марьяновская
Маргарита Марьяновская

В Риме увековечили память ливийских евреев, могилы которых сравняли с землей при режиме Каддафи

В Риме увековечили память ливийских евреев, могилы которых сравняли с землей при режиме Каддафи

Представители ливийско-еврейской диаспоры знают, что даже если они когда-нибудь вернутся в Ливию, они никогда больше не смогут посетить могилы своих родителей, бабушек и дедушек и других близких, которые жили в североафриканской стране, еврейская община которая насчитывала некогда 30 тысяч человек. 

Новая инициатива на одном из еврейских кладбищ в Риме направлена на восстановление справедливости и увековечивание памяти ливийских евреев. Почти все еврейские кладбища Ливии, за исключением одного, построенного на территории итальянского концлагеря, были снесены бульдозерами в период эксцентричного диктатора Муаммара Каддафи,, правившего государством с 1969 года до своей казни в 2011 году.

В настоящее время территории всех бывших еврейских кладбищ застроены парками и многоквартирными домами.

Однако на прошлой неделе, по данным Jewish News, в еврейской части римского кладбища Prima Porta были открыты 16 мраморных досок с именами 1800 ливийских евреев. До обретения независимости после Второй мировой войны Ливия была итальянской колонией, и многие ливийские евреи бежали в Италию, спасаясь от антисемитских погромов и других преследований, вспыхнувших в североафриканском государстве сначала после создания государства Израиль, и повторившиеся после Шестидневной войны 1967 года.  

Мемориал с их именами был профинансирован британско-еврейской филантропкой Джуди Сафрой, которая родилась в Ливии и нашла убежище в Италии, когда в детстве была вынуждена туда бежать от преследований.  Джуди Сара известна также, как крупнейший донор израильской службы сирой помощи «Маген Давид Адом».

«Этот мемориал посвящен моему отцу, которого я никогда не знала — я родилась уже после его смерти от рук ливийских арабов только потому, что он был евреем», — сказала она в интервью Jewish News, - я так и не увидела его могилу, потому что моя скорбящая мать хотела избавить меня от боли такой утраты. Во имя моего отца и для еврейской общины Ливии в Риме» я решила профинансировать создание этого мемориала».

Теги

Похожие статьи