Виктор Чайка: «Опыт делает человека счастливым»

Виктор Чайка: «Опыт делает человека счастливым»
Фото: из архива Виктора Чайки

Знаменитый певец и композитор о завуалированном шабате, молодой семье и мнимых занятиях на скрипке. 

А.: Виктор, вот вы знаменитый человек, в свое время не сходили с экрана телевизора, осуществляли гигантские проекты, по сути, стояли у истоков российского шоу-бизнеса, но при этом у вас нет ни водителя, ни няни, ни домработницы. Как к этому относится ваша супруга?

В. Ч.: Она ничего не говорит по этому поводу. Правда, я не знаю, что при этом она думает (Смеется*). Всякий раз, создавая новую семью, я женился на женщине моложе меня. Именно так можно почувствовать себя молодым. Таким образом я создавал молодую семью, а в молодой семье не должно быть ни кухарки, ни домработницы, ни няни, ни того же водителя. Все это мы должны делать сами. Я, как в молодости, встаю по ночам к ребенку, сам гуляю с ним в лесу неподалеку от дома, меняю подгузники и т. д.
Да, мы периодически садимся в дорогой мерседес, красиво одеваемся, едем в Москву, успеваем прочувствовать весь пафос узнаваемости, но потом возвращаемся в свою норку, а там опять — то я нарежу салатик, то что-то сделаю по дому, то чем-то помогу супруге. И это клево!

К.: Между вашими детьми большая разница. Старшему сорок лет. Есть разница в вашем отношении к детям?

В. Ч.: Дело в том, что я старшему сыну многого недодал. Я носился по гастролям, студиям, съемкам и в тот момент считал, что в жизни это самое главное. Если я не запишу песню, мир рухнет для меня. И это вместо того, чтобы отвести ребенка, скажем, на дзюдо или еще как-то уделить ему внимание. Я думал, что первое важнее. Сегодня я так не думаю и жалею о том, что не был внимателен к своему сыну. Хотя сам я вырос в семье, где царила необыкновенная любовь родителей ко мне и между ними тоже. Но тем не менее так сложилось, что сын стал моим самым верным другом.

А.: Этот опыт может сделать вашего младшего ребенка счастливым?

В. Ч.: Нет. Он делает счастливее меня. Счастливее и мудрее. Как в отношении к ребенку, так и в отношении к супруге, поскольку я был неоднократно в браке.

К.: Поговорим о городе вашего детства — Одессе. Какие чувства сегодня вызывает у вас этот город у моря?

В. Ч.: Да никаких. Я был не так давно там. Я иду по улице, на которой я знаю каждый камень, но не знаю людей. Они другие. Захожу во двор, в котором жил, в школу, в которой учился… Все другое. Да, Одесса остается в  душе, но та, в которой я  вырос. И той Одессы уже никогда не будет. Почему говорят Одесса-мама? Да потому что мама — она всех примет. Там был порт, а значит, была работа. И в этот город приезжали люди, готовые к перемещениям, то есть предприимчивые люди. В том числе и евреи из местечек, включая мою семью. А семья у нас была очень интересная. Дедушка был сиротой. Фамилия Сигал идет от него. Он был очень любознательным  — знал латынь, греческий, иврит и математику. И это в свои четырнадцать. Поскольку времена были голодные, то он стал ездить из одного местечка в другое, обучая языкам детей в больших еврейских семьях — за еду. Так он однажды, живя в одной семье, встретил свою судьбу. Они поженились, и вскоре молодожены переехали в Одессу.

К.: Расскажите какой-нибудь интересный эпизод из вашего детства.

В. Ч.: С удовольствием. В Одессе мы жили все вместе: в одной комнате — бабушка с дедушкой, в другой — мои родители, в третьей — я. Как вы понимаете, обязательным условием в  еврейских семьях было обучение детей игре на скрипке. Считалось, что скрипка всегда прокормит. Мне тоже не удалось избежать этой участи, и я, как многие еврейские мальчики, занимался игрой на скрипке. Разумеется, неохотно, потому что бабушка требовала, чтобы я делал это по несколько часов в день, тогда как мои сверстники в это время гоняли во дворе в футбол. Но тем не менее делал это я послушно. Из окна напротив доносились звуки фортепиано, на котором играла моя двоюродная сестра. Бабушка, сидя в соседней комнате, слушала меня, хотя ничего в этом не понимала. Я же ставил на пюпитр книгу и читал ее, продолжая пилить на скрипке всякую несуразицу, уже не глядя в ноты, рассчитывая на то, что бабушка все равно ничего не смыслит в моей игре. Но со временем мне этого стало мало. И когда дома появился магнитофон, я стал записывать на него свою игру, потом включал его, и бабушка по-прежнему слушала звуки скрипки, а я занимался в комнате своими делами (Смеется*).

А.: А традиционные выступления перед гостями были?

В. Ч.: Я вам более того скажу. По детству я хорошо помню, что каждую субботу у нас отмечали чей-то день рождения. Тогда меня это жутко раздражало, потому что я в обязательном порядке должен был сыграть что-то на скрипке, а другие дети прочитать стишок или проявить еще какие-либо свои способности. Я никак не мог понять, почему все родственники именно у нас дома отмечают свои дни рождения, принося с собой салаты и  выпивку. И лишь с годами я  понял, что на самом деле это была завуалированная форма шабата. Родители бабушки моей были «соблюдающими», но поскольку в то время все это было запрещено, они нашли вот такой повод для сохранения традиций и нас, детей, вовлекали в это.

К.: А когда вы начали зарабатывать музыкой?

В. Ч.: Не поверите — с трех лет. Папа писал диссертацию в санатории под Одессой, и мы с мамой на выходные ездили к нему на электричке. А это добрых три часа в один конец. И я пел в дороге — «Бухенвальдский набат», «Хотят ли русские войны?»… А мне давали то конфеты, то бублики, то яблоки. И это было явным поощрением, потому что дома, ввиду скромного достатка родителей, такое было не каждый день. Ну а потом уже с 17 лет на свадьбах. В результате — «Запорожец». В него впоследствии даже группа «Арсенал» умудрилась влезть (Смеется*).

К.: И в заключение расскажите, как появился псевдоним Чайка?

В. Ч.: Дело в том, что в то время, когда я активно участвовал в проектах шоу-бизнеса, огромной популярностью пользовался американский актер Стивен Сигал. И мне стали говорить: «Ну что ты взял себе псевдоним этого актера? Давай уже вернись к своей фамилии». Не верили, что это моя фамилия. Она, кстати, по-прежнему у меня в паспорте. В конце концов мне надоело постоянно оправдываться, и я перевел слово «сигал» с  английского на русский и получилось «чайка».

Беседовали Андрей и Кирилл ЭЙХФУСЫ

СПРАВКА

Виктор Чайка (Сигал) родился в 1958 году в Одессе. Композитор, певец, музыкальный продюсер. Окончил Московский государственный институт культуры (1982). Играл в таких прославленных ансамблях, как «Арсенал» и «Веселые ребята». Автор песен, вошедших в репертуар популярных российских певцов.

Похожие статьи