Об этой истории было написано очень мало, а сейчас о ней, кажется, и подавно забыли. Так же незаслуженно мало пишут о ее героях, прошлого и настоящего, что неправильно. Потому что история знаковая и требует размышлений.
Собственно, история эта состоит из двух событий времен Второй Мировой войны и одного 1 недавних лет. Но все по порядку.
Голландец Йохан Холлебрандс, из семьи реформатов, служил в жандармерии. После германского вторжения стал участником Сопротивления. В 1942 г. он вместе с женой Хендрикой скрывал у себя в доме в Бисбосе двух маленьких еврейских детей (8 и 4 лет) из семьи Сандерс. Еще одна, 10-летняя, дочь Сандерсов пряталась в доме другой семьи, Йохана и Берендины Эггинк. Сандерсы были крещеными евреями, членами Ассоциации либеральных реформатов, и до войны они крестили детей. Родителей выследили и арестовали нацисты, и после пыток отец детей выдал места, где их скрывали. Всех детей забрали. Холлебрандс, который избежал ареста, поехал в Амстердам, попытавшись вызволить детей из «Голландского театра», ставшего в 1941 г. центром еврейской депортации, но безуспешно. Каким-то образом Сандерсам удалось бежать с младшими детьми, но вскоре они снова были арестованы и отправлены в Освенцим, где все погибли в газовой камере.
Холлебрандс продолжал работать на Сопротивление вместе с братом Христианом и помогал евреям избежать арестов, а одного снова прятал у себя. В какой-то момент Йохана раскрыли, и он перешел в подполье. Их родителей арестовали, мать отпустили, но отца отравили в лагерь. Он умер вскоре после войны. Христиан погиб в перестрелке с нацистами. После войны Йохан получил награды от США и Великобритании.
Йохан Холлебрандс умер в 1987 г. Через 20 лет в «Яд Вашем» были представлены документы для присвоения семьям Холлебрандс и Эггинк звания Праведников народов мира. «Яд Вашем» отказал на том основании, что супруги прятали крещеных детей.
230 голландских евреев, спасенных во время Холокоста, и их родственники, во главе с руководством голландской еврейской общины написали в «Яд Вашем» письмо протеста с требованием пересмотра принятого решения. Несколько человек, удостоенных звания Праведников народов мира, собирались вернуть свои медали в случае повторного отказа.
Приводим это впечатляющее письмо. Помимо истории с семьями Холлебрандс и Эггинк, там рассказывается еще об одной истории, также важной для нравственной оценки. Письмо по своему значению и содержанию, выходит за рамки только двух конкретных случаев.
« ‘Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир» (Мишна, Санхедрин 4:5)’
Кому: г-же Ирене Штайнфельдт, директору департамента Праведников мира Яд-Вашем.
Копии: г-ну Шимону Пересу, Президенту государства Израиль;
г-ну Натану Эйтану, генеральному директору Яд-Вашем;
г-же Нанни Бекман, Праведнику народов мира, Иерусалим, Израиль;
г-же Анне Дюнкельгрун-Фридман, посольство Израиля, Гаага, Нидерланды.
21 апреля 2009 г.
Мы, нижеподписавшиеся, высоко чтим людей, которых Яд-Вашем удостоил звания Праведников народов мира. Исходя из этого, мы хотим выразить свое искреннее и глубокое сожаление на предмет критерия, в настоящее время используемого комиссией Яд-Вашем для присвоения звания Праведника.
В данном обращении мы хотели бы, в качестве примера, привести два случая.
Случай 1: Семьи Холлебрандс и Эггинк.
К званию Праведников были рекомендованы семьи Холлебрандс и Эггинк, которые прятали трех детей (четырех, восьми и десяти лет) из семьи Сандерс. Родители, евреи, были членами Ассоциации либеральных реформатов, либеральной христианской деноминации. В звании им отказали. В электронном письме к одному из нижеподписавшихся, Дику Веркейку [известный голландский журналист, автор книги о Сандерсах – Ю.Т.] вы обосновали отказ в звании утверждением, что комиссия Яд-Вашем не следует «нацистскому определению жертвы» и воздает честь только «тем, кто рисковал своими жизнями ради спасения евреев, а не тем, кто спасал ради других целей — как преследуемых нацистами». Это утверждение можно интерпретировать однозначным образом: дети Сандерсов в глазах комиссии попадают в разряд «других жертв». Иными словами, семьи Холлебрандс и Эггинк не считаются спасавшими евреев. Соответственно, они не могут квалифицироваться как «Праведники народов мира».
Тот факт, что 10 сентября 1943 г. дети погибли в газовой камере Аушвица, очевидно, менее значим для комиссии, чем членство их родителей в нееврейской деноминации. Для нижеподписавшихся различение Комиссией гонимых и убитых «христианских» и «нехристианских» евреев неприемлемо. Они разделили одну судьбу, и к ним надо относиться соответственно.
Случай 2. Жан-Мишель Кобо
К званию Праведника был рекомендован также Жан-Мишель Кобо. Он был членом подпольной голландско-французской подпольной сети, спасшей больше тысячи беженцев из Голландии, по организованным каналам перехода из Нидерландов в Швейцарию и Испанию. Около 800 из них были нашими еврейскими соотечественниками. Кобо обосновался в Париже и отвечал за встречу беженцев на Северном вокзале, размещение их и обеспечение едой в Париже. В 1944 г. он был арестован, отправлен в концлагерь Даутмерген, где умер в конце 1944 г.
Отец и дед одного из нижеподписавшихся, Мартена Эльясара, были среди тех еврейских соотечественников, которые вероятно, прошли через г-на Кобо.
В течение многих лет сын и внук пытались добиться для г-на Кобо звания Праведника, но безуспешно. Хотя документы, обнаруженные в архивах нидерландского министерства обороны, подтверждают, что г-н Кобо помогал еврейским соотечественникам, рискуя жизнью, комиссия заключила что он не может квалифицироваться как Праведник, поскольку, цитируем, «[…] для присвоения звания Праведника нужно подтверждение, что человек действовал с целью спасения евреев […]. Г-н Кобо действовал как часть сети и […] помогал людям, присланным к нему, как евреям, так и неевреям». Такая точка зрения комиссии предполагает, что присвоить ему звание можно было бы только в том случае, если бы он отказал в помощи нееврейским беженцам (членам голландского Сопротивления и пилотам союзников).
И в этом случае мы находим критерий комиссии неприемлемым.
Заключение
Мы убедительно просим комиссию Яд-Вашем по присуждению звания Праведников пересмотреть свои критерии. Процитируем слова г-на Натана Эйтана, когда он был назначен генеральным директором (www.yadvashem.org, press releasе): «Я чувствую великую обязанность и ответственность, наряду с задачей, помочь ввести организацию в новую эпоху». Мы твердо верим, что эта новая эпоха делает необходимым пересмотреть критерии, используемые организацией. Согласно многим нашим соотечественникам, звание потеряло, в значительной части, свою ценность. Единственный способ восстановить репутацию звания – это публичное заявление Яд-Вашем, что все гонимые и убитые евреи считаются равными независимо от того, какую религию они исповедуют. Яд-Вашем также должен публично заявить, что всякий спасавший жизни евреев считается спасителем, независимо от того, спасал ли он или она также жизни неевреев.
Нам стало известно, что некоторые обладатели титула Праведника, присвоенного Яд-Вашем, так обескуражены решением Комиссии, что они обсуждают возвращение своей награды. Мы настойчиво советуем им не делать этого, но ждем, чтобы сначала увидеть, каков будет результат этого обращения.
Мы понимаем, что руководству организации требуется некоторое время для осмысления нашего обращения, но надеемся на ответ в ближайшее время.
Искренне Ваши,
(подписи)».
Авторы письма сопроводили его несколькими взволнованными ремарками от подписантов, переживших Холокост. Некоторые из них очень резкие.
В июле 2009 г. Авнер Шалев, председатель совета директоров Яд-Вашем, ответил инициаторам письма, что «комиссия решила на прошлой неделе признать семьи Холлебрандс и Эггинк Праведниками народов мира», сопроводив традиционным объяснением насчет «получения новой информации», но одновременно отметив, что «беспочвенно утверждать, что комиссия отвергает как таковой статус Праведников для спасителей тех евреев, которые обратились в христианство».
Думается, что комиссия вынужденно пересмотрела решение ввиду намечавшегося грандиозного скандала и сильного давления, а не из-за нового взгляда на вещи. На сайте Яд-Вашем о семьях Холлебрандс и Эггинк, кроме имен и даты присуждения звания, нет ничего. Возможно, файлы о подвиге двух семей и существуют, но публике они недоступны.
Решение относительно Жана-Мишеля Кобо комиссия не изменила. Добавим только, что после войны он был награжден медалью Свободы США, Мемориальным крестом голландского Сопротивления, французским Крестом за воинскую доблесть, английским орденом.
Из пяти Праведников мне удалось найти фотографии только Йохана Холлебрандса и Жана-Мишеля Кобо.
Рассказывают, что на одной из конференций в Иерусалимском университете Йешаягу Лейбович во всеуслышание крикнул: "Есть только одна категория людей, с которой я никогда не согласился бы сесть рядом – это крещеные евреи!» Послышалась реплика с места: "А на нарах в Освенциме?"