Десятки ортодоксальных евреев собрались на холме с видом на пролив Босфор.
Подобные паломничества, совершаемые группами ортодоксов к местам захоронения столь же почитаемых еврейских деятелей по всей Европе, далеко не редкость, и породили туристическую индустрию. Одним из самых крупных является ежегодное паломничество в Умань, которое каждый Рош ха-Шана (не в годовщину смерти) приводит десятки тысяч людей на могилу рабби Нахмана из Брацлава. Другое паломничество, ранней весной, происходит на могилу одного из первых хасидских лидеров рабби Элимелеха Вайсблюма в польском Лиженске.
Ицхак Фридман, еврей-хасид из Лейквуда, штат Нью-Джерси, который в настоящее время учится в Израиле, сказал Еврейскому телеграфному агентству, что он и несколько друзей воспользовались возможностью съездить в Стамбул: «Билеты были дешевы, мы слышали много хорошего, так что я отлично провел два дня».
Группа ортодоксальных женщин из Израиля заявила, что они спланировали свою поездку таким же образом.
Еще один паломник, хасид из религиозного объединения Дорогер в Бней-Браке, объяснил, что он – дальний потомок Каца и что, хотя он едет в первый раз, он сопровождает своего отца, который совершает это путешествие к своему 50-летию.
Хотя паломничество в Умань превратилось в многодневное шумное мероприятие, во время которого предприимчивые ортодоксальные евреи сдают в аренду большую часть свободных квартир и гостиничных номеров в маленьком городе, другие паломничества, такие как паломничество на могилу Каца, имеют более тихий и спокойный характер, и если можно так выразиться, интроспективную атмосферу.
Собравшиеся делали перерывы в молитве, чтобы поесть в кладбищенской синагоге, где раздавали питье и закуски.
Фридман сказал, что слышал, что посещение могилы Каца помогло людям в различных вещах, от поиска «правильной пары» до излечения детей от болезни. Он просто просил «счастья» в своих молитвах.
Он объяснил благое воздействие могилы тем, что ее посещают меньше, чем в Умани: «Известно, что цадик, к которому приходит очень мало людей, обладает гораздо большей силой».
Кац родился в 1649 году в Польше, в Остроге, (ныне – Ровенская область западной Украины), и в возрасте 14 лет был схвачен и продан в рабство крымскими татарами. Спустя годы он сбежал и вернулся в Острог, чтобы стать раввином общины, затем перебрался в Познань, где стал изучать каббалистическую литературу.
Но его борьба не закончилась. Каца призвали во Франкфурт, чтобы служить тамошней общине. Когда в 1711 году в городе вспыхнул пожар, местные власти обвинили его в использовании каббалистических чар, чтобы предотвратить его тушение естественным путем, и заключили в тюрьму. После освобождения он бежал в Прагу, где поссорился с другим учителем каббалы, преданным лжемессии Шабтаю Цви, а затем во Вроцлав.
После жизни, наполненной борьбой в Европе, Кац попытался перебраться в Святую Землю, но добрался только до Константинополя, где в 1718 году умер и был похоронен местной еврейской общиной на кладбище Ортакёй. С тех пор могила стала местом паломничества, объяснил нам связанный с хасидским движением Хабад-Любавич стамбульский раввин Менди Читрик, еще один дальний потомок Каца, который помогал в восстановлении могилы в 2005 году.
«Как утверждают, на протяжении веков некоторые великие раввины – в том числе основатель хасидского иудаизма Бааль-Шем-Тов, рабби Нахман из Брацлава и другие – совершали паломничество сюда», – рассказал Читрик.
«Я сопровождал других великих раввинов, которые анонимно приходили помолиться на его могилу, – добавил Читрик. – Некоторые прилетают на день на частных самолетах и улетают».
В то время как некоторые приезжают в течение всего года, самое популярное время приезда – это йорцайт Каца, 24 Тевета по еврейскому календарю. В прошлые годы по этому случаю могилу посещало до 300 человек, сказал Альберт Эльвашвили, президент еврейской общины Ортакёй, управляющей кладбищем.
«Для нас, как для семьи Ортакёй Этс Ахаим (название синагоги в Ортакёй. – Прим. пер.), наш долг из поколения в поколение – принимать паломников со всего мира, – говорит Эльвашвили. – Мы небольшая община, и нам всегда нужна любая помощь, чтобы заботиться об этом месте и фонде, который является очень важной частью исторического турецко-еврейского и мирового еврейского наследия. Но мы с нетерпением ждем встречи с большим количеством посетителей каждый год, даже если нас мало».
Однако он отметил, что посещаемость растет и падает вместе с изменениями в израильско-турецких отношениях, подобно общему израильскому туризму в Турцию, который в этом году достиг рекордно высокого уровня.
Самый большой спад произошел во время пандемии COVID-19, когда за последние два года прибыло лишь несколько паломников. Теперь кажется, что традиция снова вернулась, и в течение дня прибывает несколько автобусов паломников из разных стран.
«Поскольку отношения с Израилем и еврейским народом улучшаются, я считаю, что будет прибывать гораздо больше людей, и поскольку Турция становится намного более привлекательной для еврейских и религиозных путешественников, у людей будет гораздо больше возможностей для паломничества, – надеется Читрик. – Не только к кеверу [могиле] Нафтали Каца 24-го числа Тевета, но и к рабби Хаиму Палахи в Измире 19-го числа Швата в следующем месяце, и к рабби Иегуде Розанесу 26-го числа Нисана, и ко многим другим раввинам, которые похоронены здесь, на кладбищах Турции».
DAVID I. KLEIN
Пер. М. Якубович
Источник: timesofisrael.com