Владимир Давидович Штернфельд — президент общественной организации «Лицом к Лицу: содействие диалогу религий и культур», председатель Совета Международного Европейского центра толерантности.
Мы поговорили о том, что нового сегодня происходит в жизни этого уникального человека, героя нашего интервью, полного сил, энтузиазма, энергии и свежих планов.
— Прежде всего, хочу подчеркнуть, что никакой интриги в моем уходе с поста президента ФЕНКА нет: два пятилетних срока, пора и честь знать. Ротация руководства, как мне кажется, дает позитивный импульс деятельности любой организации, помогает ей полноценно развиваться. Я готов помогать новому руководству словом и делом тем более, и рад, что участники отчётно-выборной конференции избрали меня почетным президентом ФЕНКА. Во-вторых, какой-то радикальной смены общественной активности с моей стороны нет. «Лицом к лицу» существует многие годы и плодотворно работает. Пока я возглавлял обе организации, «Лицом к лицу» действовала как бы «в тени» ФЕНКА, но сегодня я могу больше времени и сил уделять непосредственно развитию «Лицом к лицу», деятельность которой всегда считал чрезвычайно важной. И, наконец, в-третьих, на протяжении всего периода сосуществования многие наши проекты и программы помогали развитию «Лицом к лицу» и ФЕНКА. Надеюсь, что организации продолжат конструктивное сотрудничество.
— Каковы основные направления деятельности «Лицом к лицу»? Какова структура организации?
— Общественная организация «Лицом к лицу: содействие диалогу религий и культур» была основана в 1992 году и по настоящее время существует в качестве площадки для взаимодействия представителей традиционных российских религий, экспертного сообщества и журналистов, освещающих общественную жизнь нашей страны. Я убежден, что в такой многонациональной и поликонфессиональной стране, как Российская Федерация, работать для сохранения уникального многообразия верований, культур, языков, и укрепления единства и взаимопонимания в обществе, — задача самая актуальная. Наши уставные и программные документы провозглашают равноправие и взаимное признание, совместное участие в гуманитарной политике, заполнение идейного и духовного вакуума после десятилетий воинствующего атеизма. Кроме того, и это для меня очень важно, мы многое делаем для популяризации благотворительности, как высшей формы социального соучастия. Проводимые нами мероприятия содействуют сохранению и развитию культурного и религиозного наследия народов России, изживанию религиозной, расовой и национальной вражды. Это подтверждается тем, что деятельность «Лицом к лицу» получила благословение духовных лидеров традиционных российских религий. Более того, изначально они в личном качестве вошли в Наблюдательный совет организации — важнейший элемент структуры, которую мы сегодня обновляем, в первую очередь, потому что этого требует изменившееся законодательство. Но мы сохраняем наш актив и готовность продолжать общественно-полезную работу.
— Расскажите об истории создания организации. Что послужило импульсом к ее образованию?
— Первое заседание активистов, которые утвердили основную задачу создания «Лицом к лицу» состоялось в 1991 году. Страна переживала шоковый период, который для многих выглядел как угроза привычному существованию. Экономические и социальные вызовы порождали разнообразные экстремистские поползновения, которые могли помешать устойчивости общественных отношений. Представлялось, что демонстрация гражданской солидарности на уровне представителей религиозных конфессий, экспертного сообщества и корпуса средств массовой информации — важнейшая задача. Особенно это касалось СМИ, которые для увеличения тиражей и телевизионных просмотров были заинтересованы в скандалах, в том числе, на этнической и религиозной почве. Мы были убеждены, что сам факт того, что иерархи российских конфессий сидят за одним столом и вместе с экспертами и активистами обсуждают социально значимые вопросы, а журналисты доносят их мнения до широких читательских масс — плодотворный способ формирования общественного сознания. Я и сегодня в этом не сомневаюсь.
— Какие основные достижения «Лицом к лицу» за последние годы вы могли бы назвать?
— В послужном списке «Лицом к лицу» — организация целого ряда масштабных социально-культурных и культурно-просветительских мероприятий; осуществление издательской деятельности; обмен опытом по духовному образованию в общероссийском и международном форматах; проведение лекций и выставок, участие в разработках научных и методических материалов для школ и вузов. Повестка дня и инициативы «Лицом к лицу» получали одобрение общественных и политических деятелей, которые принимали участие в работе организации и оказывали ей поддержку. Может показаться, что это - «общие слова», но за этими «общими» словами стоит напряженный ежедневный труд наших активистов, разработчиков программ и методистов.
— Какие первоочередные шаги для активизации деятельности «Лицом к лицу» вы считаете необходимым предпринять?
— Разумеется, мы сохраним корпус основных программ и будем активно развивать их, но как мне представляется, должен быть, и непременно будет расширен информационный охват наших сограждан с использованием современных средств массовых коммуникаций. Так что, милости прошу, — подписывайтесь.
— Насколько перспективным вы считаете сегодня межконфессиональный диалог? В чем заключается его основная миссия?
— Не хочу повторяться, и скажу просто: сегодня, массовое сознание атакуется множеством выразительных «картинок», которые воздействуют лучше всяких слов. Наша миссия — доставить яркую выразительную «картинку» общности забот и добрых дел, которые, не побоюсь этого слова, благословлены представителями разнообразных народов, языков и вероисповеданий. Собрание представителей российских конфессий — плюс специалисты-эксперты, плюс интеллектуалы-аналитики — является такой убедительной картиной разнообразия российской общественной жизни, нашего исторического достояния. И это не просто картинка. Это — подлинная основа нашего сосуществования.
— Насколько деятельность диалога и ваша лично завязаны на еврейской общественной жизни?
— Евреи нашей страны — интегральный элемент российского социума, и когда я выступал в роли, прежде всего, лидера ФЕНКА, проекты, задуманные и осуществленные этой структурой, неизменно содержали «диалоговую» составляющую, и мы ее обязательно подчеркивали. Межконфессиональный «Пасхальный марафон», издательские проекты «Лица России», кинофорум «Рукопожатие», конференции «СМИротворец» были задуманы еврейским активом, но осуществлялись совместно с другими национально-культурными организациями при поддержке региональных и федеральных властей.
Владимир Штернфельд и президент международного благотворительного фонда СТМЭГИ Герман Захарьяев
— Как вы оцениваете сегодняшнее состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в российском обществе?
— Межнациональный и межрелигиозный мир — вещь весьма хрупкая и уязвимая. Это показывает вся человеческая история, в которой ненависть и противостояние слишком часто оказывались неотъемлемой составляющей соседства народов, языков и культур. Поэтому усилия, направленные на культивирование взаимопонимания и, что еще важнее, добровольного сотрудничества — являют собой профилактику конфликтов. У нас в России нет масштабных проявлений межнациональной и межрелигиозной вражды, что, безусловно, радует. Но из этого не следует, что они не могут вырасти из разных, по счастью, маргинальных сегодня, источников. То там, то сям, нет-нет да и прозвучит что-то человеконенавистническое, поэтому задача и государства, и общества — сохранить бдительность, чтобы такого рода извращенные идеи и разрушительные призывы не укоренились в умах и сердцах. На это и нацелена деятельность общественной организации «Лицом к лицу: содействие диалогу религий и культур».