|
Юрий Табак
Юрий Табак

Сага о динозаврах

Сага о динозаврах
динозавры взбираются на Ноев ковчег

Просвещенный ортодоксальный раввин и директор израильского Библейского музея естественной истории Натан Слифкин поднял любопытную тему: сравнительное отношение к динозаврам еврейской ультраортодоксии и консервативных протестантов-креационистов.

На размышления его подвигло посещение в штате Кентукки Музея сотворения. Он отмечает, что христиане-фундаменталисты любят рассуждать на тему Творения и не просто подвергают сомнениям положения современной геологии и биологии, а готовы представлять собственные модели развития Вселенной. Соответственно, они обсуждают и материальные свидетельства прошедших эпох – в частности, ископаемых. Отстаивая идею сверхъестественного акта Творения, породившего весь живой мир, а также исходя из обнаруженных учеными ископаемых, они смело изображают в экспозиции музея Адама и Еву, гуляющих по Эдемскому саду с динозаврами.

В отличие от них, отмечает р.Слифкин, харедим всячески избегают обсуждать тему динозавров. Даже те из них, кто каким-то образом касается вопросов соотношения науки и религии, о динозаврах стараются не упоминать – как, например, д-р р.Моше Мейзельман, который, в своей восьмисотстраничной книге о надлежащем подходе к науке с точки зрения Торы, ни разу не упомянул динозавров.  И в отличие от протестантов, критикуя концепцию эволюции, харедим не предлагают собственных моделей развития жизни на земле.

Общая проблема для тех и других  состоит в том, как совместить идею единовременного акта сотворения всего животного мира и научных теорий о миллионах лет эволюции. Как могли динозавры, согласно научным данным, появиться сотни миллионов лет назад, если мир, согласно положениям ортодоксального иудаизма, был создан около 6 тыс. лет назад?  Нельзя сказать, что в ортодоксальном иудаизме эти вопросы совсем уж не решаются. Некоторые из продвинутых раввинов считают, что рассказ о Сотворении нельзя воспринимать буквально. Другие полагают, что каждый день из Шестоднева – это огромный исторический период. Тогда можно примирить теорию эволюции с Шестодневом. Третьи выдвигают еще более смелые предположения, что вообще нельзя смешивать Тору и науку. А 7-ой Любавический Ребе, настаивающий  на буквальном прочтении Торы, но и не отрицающий научные данные, нашел самое оригинальное объяснение: Бог, который всемогущ, создал динозавров одновременно с останками динозавров, придав последним соответствующий возраст. Из такого элегантного объяснения становится понятным не только наличие древних ископаемых, но и вытекает, что Бог заботится о рабочих местах для палеонтологов.

Р. Слифкин указывает еще на одну любопытную проблему по части иудаизма. Он вспоминает, как тридцать лет назад, когда он был студентом ешивы в Манчестере, учитель процитировал ему книжку Сефер ха-Хинух, где говорилось, что никакие виды животных не исчезают и существуют вечно, вопреки утверждениям биологов. Любитель биологии и страдающий от исчезновения птицы додо (не путать с пиццей), заинтригованный р.Слифкин спросил, куда же она тогда делась. На что учитель ответил, что она прячется где-то в джунглях (впоследствии р. Слифкин исследовал эту тему фундаментально и обнаружил, что подобный взгляд на вечность существования видов был характерен и для еврейской, и для христианской ортодоксии вплоть до 19 в.). Но когда р.Слифкин спросил учителя, куда делись динозавры, тот заметил, что они были порождением греха и утонули в Потопе.

Эта мысль вполне соответствуют традиционной концепции, что причиной  причин Потопа была беспорядочная сексуальная жизнь животного мира, где все сожительствовали друг с другом, невзирая на видовые отличия. Динозавры были монстрами, родившимися от этих беспорядочных связей, и потому Бог их утопил. Р. Слифкин приводит в этой связи мнение мудреца 19 в. р. Нафтали Цви Йехуда Берлина, известного под акронимом Нецив. Как пишет, р.Слифкин, проблемой для Нецива была не древность динозавров (он явно был не в курсе геологических свидетельств о том, что они жили задолго до человека), а их исчезновение. Нецив разрешает проблему как раз в том духе, что динозавры не были естественным образом уродившиеся существа – это были «монструозные химеры», гибриды, порожденные греховными действиями поколений Потопа. Соответственно, они и были уничтожены в Потопе.

Креационисты же, которые очень любят поговорить о динозаврах, как неотъемлемой части животного мира, созданного в Шестоднев, не считают их погибшими в Потопе, а охотно селят их, вместе с другими парными тварями, в ковчег, полноразмерная модель которого представлена в Музее Творения. В музее можно увидеть, как пара динозавров-зауроподов взбирается по лестнице на ковчег вслед за жирафами.     

Остается нерешенным вопрос, как огромные динозавры влезли в ковчег? В еще одном креационистском учреждении «Встреча в Ковчеге» (где разных динозавров выставлено больше, чем обычных животных) объясняют, что в ковчеге размещались только основные виды животных, из которых быстро развились множества других видов. Соответственно, в ковчеге не требовалось размещать тиранозавров или зауроподов; там были детеныши разных видов маленьких динозавров, из которых впоследствии развились и крупные виды. После же потопа динозавры постепенно вымерли, в процессе общемирового жизненного  упадка. Таким образом, креационисты благополучно утверждают динозавров в качестве современников человека. А заодно, что они (креационисты) вовсе не против науки, вовсе не обскурантисты какие-то, а вполне учитывают палеонтологические данные.

А вот харедим неважно, что их обзовут темными обскурантистами или еще как-нибудь. Мужественные люди, они вообще не обращают внимания  на динозавров и на то, что на дворе 20-е годы XXI века.
Похожие статьи