Что это за явление «филармония»? Вроде бы и сейчас они где-то есть, но их не слышно. А было время, когда даже в среднем по величине городе, например, в Туле, был известный в стране хор, джазовый оркестр Кролла и все прочие разделы филармонической работы: детский отдел, лекторий.
В филармониях Москвы и в Московской области работало более трех тысяч артистов. Наверное, у них была государственная поддержка, но они и сами умели обходится своими средствами. И вот пример. Мне позвонил директор Омской филармонии Юрий Львович Юровский, один из лучших в своей профессии, и сказал:
- Не завтракай, приезжай ко мне в «Балчуг».
Он там всегда останавливался.
Он сказал:
- Мне нужно заработать
- Лично?
- Нет, конечно. Для филармонии.
- Но я ничего не знаю.
- А мне и нужны такие свободные мозги.
Я посоветовал взять манекенщиц из Дома моделей на Кузнецком мосту. Моя первая жена была манекенщицей, и я больше ничего не знал.
Юра так и сделал. Организовал показы Дома моделей в Омской филармонии. Большой зал филармонии, несколько показов, доход. Прибыль которой хватило на целый ряд других мероприятий. Это была заслуга Юры, а не моя. Это он нашел способ использовать мои ограниченные мозги.
Минимум раз в год директора филармоний собирались в Москве, совещались, договаривались о гастролерах, секретов друг от друга не было, наоборот, они дружили друг с другом. Это был такой своеобразный профсоюз директоров филармоний. У многих из них фамилии были «родственные»: Юровский, Фельдман, Шульман, Звеницкий, Гальпер, Корн…
Филармонии служили просвещению, духовному росту. Ростропович выступал и в скромных дворцах культуры, а это живое общение с выдающимися деятелями искусства… Я понимаю, что время многое меняет, но надо ли менять все? Оказывается, нет.
Короче говоря, вы чувствуете, что по филармониям, я скучаю.