Великая Отечественная война, 78-летие Победы в которой мы скоро будем отмечать, отразилась на судьбе всего СССР. Творческая интеллигенция — художники, музыканты, журналисты, писатели и поэты не остались равнодушными к судьбе своей страны. Литература давала людям надежду и силы бороться и идти до конца. С первых дней сражений писатели говорили об ответственности за судьбу России, о тех страданиях и лишениях, которым подвергались советские люди. Многие работники пера отправлялись на фронт корреспондентами, не теряя надежды на скорую Победу над фашистскими захватчиками. Об одном из таких героев, биография которого тесно переплелась с еврейскими судьбами, сегодня и пойдет речь.
***Степан Павлович Злобин — (1903 — 1965 гг) советский писатель, поэт, педагог. Его первой женой являлась Хана (Галина) Самойловна Спевак. Вместе с мужем, в качестве соавтора, она написала сценарий картины «Салават Юлаев» и пьесы «Степан Разин. Их сын, Наль Злобин, стал в будущем известным российским философом и культурологом. Три самых известных произведения Степана Злобина — исторические романы «Салават Юлаев», «Степан Разин», автобиографический роман «Пропавшие без вести».
Степан Злобин родился 11 (24) ноября 1903 года в Москве, в семье участников революционного движения (отец — Павел Владимирович Злобин, мать — Лидия Николаевна Доброва - Ядринцева). Воспитывался бабушкой (родители были в тюрьме, затем в ссылке). В 12 лет отправился с отцом в Уфу, где их застала Первая мировая война. Когда отец должен был идти на фронт, сын опять попал к бабушке в Рязань, где учился в реальном училище и познакомился с нелегальной литературой, стал красногвардейцем.
В 1921 году Степан поступил в Высший литературно-художественный институт имени В.Я.Брюсова, где увлекся языкознанием, психологией творчества.
Окончив его в 1924 году, уехал в Уфу, преподавал литературу и русский язык в школах 1-й ступени. К тому времени он уже был болен туберкулёзом, который переносил в хронической форме. И из-за очередного обострения недуга, вынужден был отказаться от преподавания.
Потом устроился работать статистиком в башкирский Госплан, принимал участие в экспедициях по районам Башкирии, изучал башкирский язык, записывал песни, местные пословицы и предания, что пригодилось ему впоследствии при работе над романом «Салават Юлаев».
В литературе Степан Злобин дебютировал в 1924 году с детской сказкой в стихах. Роман «Дороги», написанный в 1925—1927 годах (о событиях на Южном Урале в период с конца XIX в. и до 1927 года), был возвращён из набора из-за ужесточившейся литературной политики. Первый же исторический роман «Салават Юлаев» (1929) принёс ему успех.
В 1940 году, при участии жены Галины (Ханы) Спевак, был снят одноимённый фильм «Салават Юлаев». Однако сам роман издательство «Молодая гвардия» отвергло, усмотрев в нём негативное изображение комсомола. Это не помешало в дальнейшем издать данное произведение общим тиражом в 1,5 млн экземпляров. Затем литератор работал на радио — редактором детского вещания, был председателем секции исторической литературы СП СССР.
За две недели до начала Великой Отечественной войны 3лобин окончил курсы для писателей, организованные при Военно-политической академии имени В.И.Ленина и вступил в «писательскую роту» 8-ой Краснопресненской дивизии народного ополчения Москвы. Позже его перевели в 24-ю армию для работы в дивизионных газетах.
В окружении под Вязьмой осенью 1941 г., контуженный, с ранением в ногу, писатель попал в плен и оказался в Минском лагере, где проявил невероятное мужество, не упал духом, а стал санинструктором в бараке лазарета для сыпнотифозных.
«Шталаг-352» являлся одним из крупнейших лагерей для советских военнопленных на территории Белоруссии, в его застенках погибло более 80 тысяч советских бойцов. Но даже в таких тяжелейших условиях, многие воины не теряли воли к борьбе. В их числе был и Степан Злобин.
Оправившись от ранения, писатель от руки писал газету «Пленная правда», которая поддерживала заключенных психологически, не давая им потерять надежду и пойти на сотрудничество с немцами. Редакция издания размещалась прямо на рабочем месте — в лазарете для больных тифом. Из-за опасений заразиться, охрана приходила сюда нечасто.
В основном, Степан Злобин писал ночами, в то время как другие военнопленные, знавшие о происходящем, его подстраховывали. Злобин выпустил три номера газеты, но до наших дней сохранился только один, датированный 10 июня 1942 года. Сложенный несколько раз листок спрятали в здании бывшего лазарета, где его случайно обнаружил в 1949-ом году минский школьник. Сейчас раритет хранится в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны.
Одновременно наш герой трудился санитаром в лагерном лазарете и делал все возможное, чтобы хоть как-то облегчить участь страдающих от голода и болезней солдат. Особенно тяжело им всем пришлось, когда началась эпидемия тифа. По нечеловеческой политике нацистов, никакого лечения заключенные не получали, смертность в лагере была колоссальной. У людей росло ощущение безнадежности, терялась их воля к жизни и борьбе. Степан Павлович делал все возможное, чтобы как-то облегчить их существование. До сих пор непонятно, откуда он брал силы для борьбы.
К весне 1942 года Степан Злобин готовил побег, сорвавшийся из-за предательства. Доставленный в кандалах в лагерь Цайтхайн, системы лагерей военнопленных Якобсталь (район г.Дрезден, Германия), Злобин содержался в нём по октябрь 1944 года, возглавляя подполье. Но вновь был разоблачен и отправлен вместе с тяжелобольными в лагерь, недалеко от Лодзи.
В лагерь Цайтхайн, по воле случая, был доставлен и пленный боец Красной армии, москвич Александр Аронович Левин (1921-1998 гг.). О нем мы рассказывали в нашей предыдущей публикации.
Он скрывался под русской фамилией "Федоров". После освобождения в мае 1945 г., Левин писал в своих письмах родным:
«Прошу узнать в Союзе советских писателей (ул.Воровского) о судьбе Степана Павловича Злобина. Если он жив и здоров, то передайте ему привет от Саши Федорова (это моя фамилия в плену). Злобин был тем человеком, который в фашистской неволе не дал нам упасть духом, сплотил нас в единый антифашистский союз, слил воедино наши цели и всю ненависть к фашистским захватчикам. Злобин – это несгибаемый ленинец с твердой волей и прекрасным сердцем. Чуть не до смерти замучили его, пытая, в тюрьме. Чуяло их подлое сердце, что он не просто писатель ЗЛОБИН, а что он большевик ЗЛОБИН.»
К счастью, автор этих строк выжил и сохранил свои письма для будущих поколений. Позже, все они были опубликованы в первом сборнике «Сохрани мои письма…», изданном Центром «Холокост» в 2007 г.
Александр Левин встречался со Степаном Злобиным в Москве, в послевоенный период.
Важно, что в те годы, известных литераторов, журналистов и простых бойцов Красной армии объединяло горячее стремление отомстить нацистам.
С одной стороны, мы помним произведения Ильи Эренбурга, Давида Самойлова, Константина Симонова — в начале пятидесятых — главного редактора «Литературной газеты». В своих патриотических стихах и прозе эти литераторы призывали мстить нацистам, творящим зверства на оккупированной территории. С другой стороны – такую же злобу, отвращение к врагу испытывали и обычные люди, фронтовики, в их весточках домой сквозило чувство ненависти к захватчикам, приобретающее форму клятвы.
Злобин чудом выжил, вернулся после освобождения из плена в родные пенаты и начал писать роман «Восставшие мертвецы», повествующий о его пребывании в заключении. Однако в 1946 году произведение было изъято и попало под цензуру. В 1948 году выпущен его исторический роман «Остров Буян», а в 1951 году — историческая эпопея «Степан Разин». По воспоминаниям писателей, последний произвел сильное впечатление на Сталина, и в 1952 году Злобину была присуждена Сталинская премия, несмотря на то, что литератор длительное время провел в плену. А этот факт, как известно, изрядно портил биографии выживших и освобожденных советских солдат и офицеров.
Следует отметить, что автобиографический роман Степана Злобина «Пропавшие без вести» (1962) внёс значительный вклад в дело реабилитации бывших советских военнопленных.
Автор Яна Любарская благодарит Леонида Тёрушкина, заведующего Архивом НПЦ «Холокост», за помощь в подготовке публикации.