|
Илья Амигуд
Илья Амигуд

Знаменитый иерусалимский рынок Махане-Иегуда отмечает 100-летие

Знаменитый иерусалимский рынок Махане-Иегуда отмечает 100-летие
Фото: Jessica Steinberg/Times of Israel

Одна из главных достопримечательностей Иерусалима, рынок Махане-Иегуда, празднует столетие. За век изменилось очень многое. Например, найти на «шуке» овощи сегодня гораздо сложнее, чем во времена британского мандата.

«Вы знаете улицу Эц а-Хаим? — спрашивает Тали Фридман, шеф-повар, возглавляющая ассоциацию рыночных торговцев, имея в виду главную крытую «артерию» Махане-Иегуда. — Проходя по улице, я хотел бы увидеть помидоры или огурцы, но их нет».

Фридман не преувеличивает. На рынке, который всегда был известен своими сезонными продуктами, наряду с птицей, мясом и рыбой, товарами для дома и даже одеждой, произошли значительные изменения, пишет Times of Israel.

Эц а-Хаим, одна из двух главных улиц рынка, где когда-то располагались многочисленные торговцы, предлагавшие покупателям свежую зелень, сегодня более известна своими ресторанами, барами и пекарнями, а также кофейнями, лавками специй и даже ювелирным магазином.

photo-credit-Dor-Puzuelo-2.jpg
Тали Фридман

Хотя многие рестораны здесь семейные, предлагающие аутентичный вкус и привносящие в шук частичку иерусалимской истории, есть и более коммерческие предприятия, включая филиалы различных популярных сетей фаст-фуда.

По словам Фридман, которая руководит «Иерусалимским ателье», успешно проводящим экскурсии по рынку и кулинарные мастер-классы, в этом есть и плюсы. Но это смещение должно быть тщательно продумано, чтобы найти баланс для этой любимой многими атмосферы.

Фридман активно сотрудничает с муниципалитетом, она первый управляющий рынка, который установил четкие правила, включая ежевечернюю уборку, нанесение желтых линий на цементный пол, чтобы столики кафе и баров не выходили за пределы дорожек, и наложение штрафов на предприятия, не соблюдающие принятый уклад.

Она прекрасно понимает, что здесь нужны и туристы, которые приходят на рынок на кулинарные мастер-классы, и обычные продавцы, которые по-прежнему торгуют фруктами и овощами. При этом она даже не уверен, что появится еще одно поколение молодежи, которое будет продавать помидоры и огурцы.

«Мы еще не нашли правильного баланса между ларьками, кулинарной жизнью и барами, а это очень разные вещи», — говорит Ицик Морено, отец которого открыл ларек с жареными орехами в 1966 году, после репатриации из Ирана и проживания в палаточном лагере в окрестностях Иерусалима. Со временем семья вышла далеко за пределы своего первоначального орехового киоска, и теперь компания Moreno Nuts имеет точки по всему Иерусалиму и в Модиине.

Перемены — это не обязательно плохо, считает Гарри Рубенштейн, чей бизнес, Epic Israel Food Tours, включает экскурсии по нескольким израильским рынкам, в том числе и по Махане-Иегуда (по-прежнему одному из его любимых). «Мне нравится называть шук самым большим в мире еврейским фуд-кортом», — говорит Рубенштейн, выросший в США.

Он признает, что такой рост может иметь и негативные стороны: появляется все больше продавцов, преследующих корпоративные интересы и пользующихся услугами туристов, что создает дурную славу всему остальному рынку.

Тем не менее, говорит Рубинштейн, есть предприятия, которые напоминают посетителям, зачем они сюда приходят, магазины, которые радуются тому, что они делятся не только товарами.

По словам Фридман, ежегодно Махане-Иегуда принимает 4,5 млн туристов, что равно количеству гостей города.

Рынок — это «бьющееся сердце Иерусалима», сказал мэр Моше Лион, добавив, что в ближайшие годы город намерен продолжать развивать и модернизировать его.

Что касается Фридман, то она надеется добиться включения рынка в список ЮНЕСКО, учитывая его статус как исторического объекта и бренда, а также как движущей силы города. «Это место является якорной опорой города в экономическом, культурном и историческом плане», — считает она.

Фото: 

Olivier Fitoussi/Flash90

Chaim Goldberg/Flash90

Dor Puezuelo


Похожие статьи