Еврейская община Мадрида подписала договор аренды музея на сумму около 36 млн евро. Договором предусматривается аренда сроком на 40 лет. Половину этой суммы община намерена внести сейчас в виде авансового платежа, который обеспечит бесперебойную работу музея в течение 20 лет, пишет Times of Israel.
По словам основателя музея, культурное учреждение в престижном мадридском районе Саламанка станет первым в своем роде в Испании и на Пиренейском полуострове. Новую еврейскую достопримечательность города планируется назвать Испано-еврейским музеем Мадрида.
Здание на Calle Castelló 21 в районе Саламанка в испанской столице принадлежит компании Madrid Metro и включает в себя три промышленных склада площадью около 2000 квадратных метров (21000 квадратных футов). Арендная плата составляет около 650 000 евро ежегодно, сообщил The Times of Israel президент еврейской общины Мадрида Дэвид Хэтчвелл Альтарас.
Здание, которому более 100 лет, спроектированно известным испанским архитектором Антонио Паласиосом. Однако на реконструкцию интерьера уйдет еще порядка 18 млн евро, говорит Хэтчвелл, который также является главой благотворительного фонда Fundación HispanoJudía.
Новый музей, создание которого, включая реставрационные работы, займет не менее двух лет, будет посвящен вкладу сефардского наследия в культуру Испании и, соответственно, всего испаноязычного мира.
«Мы хотим добиться, чтобы музей заставлял людей задавать вопросы не только о евреях, но и о самих себе», — сказал Хэтчвелл, отметив генетическое, а также культурное влияние, которое испанские евреи оказали на национальную культуру страны.
«Музей не будет строго классическим, он должен побуждать к путешествиям. Генетический анализ показывает, что по крайней мере 20% населения Пиренейского полуострова имеют сефардское происхождение, что соответствует тому, что мы знаем - как многие тысячи евреев, вынужденные обратиться в христианство, на протяжении веков ассимилировались с населением Испании в целом», говорит еврейский лидер.
Между тем, отмечает издание, в Испании уже работает несколько небольших еврейских музеев, в том числе в Пальма-де-Майорка, а в Музее истории Барселоны есть экспозиция, посвященная некогда влиятельной городской еврейской общине. Но ни в ней, ни в соседней Португалии, где местные евреи тоже работают над созданием крупнейшего еврейского музея, нет таких учреждений масштаба, сравнимого с парижскими, амстердамскими, берлинскими и московскими.
В Fundacion HispanoJudia хотят, чтобы и в столице появился свой Еврейский музей, но без государственного финансирования.
«Мы хотим независимости, а ее можно добиться, лишь если мы построим ее сами», — сказал он The Times of Israel. Он добавил, что деньги на аренду и реставрацию поступят от пула доноров, как в самой Испании, так и за ее пределами.
В Испании, в которой до прихода испанской инквизиции проживало не менее 250 000 евреев, сегодня насчитывается около 40 тысяч.
«Может показаться странным, что в Испании, колыбели еврейской культуры и философии, нет еврейского музея, который мы привыкли видеть в других крупных европейских столицах. Но инквизиция, начавшаяся в 1492 году, формально закончилась только в XIX веке», - говорит Хэтчвэлл, - после возрождения еврейской жизни в стране, которая до 1975 года была диктатурой с прокатолическими тенденциями, у лидеров еврейских общин просто не было времени и ресурсов для грандиозных проектов - они занимались насущными вопросами: открывали синагоги и еврейские школы. Но теперь, наконец, время для этого настало».